Кто такие цыгане, и откуда они появились? Жизнь, история и фото. Кто такие цыгане, и где находится их родина К какой национальности относятся цыгане

Содержание статьи

ЦЫГАНЕ , или рома – кочевой народ, точнее, этнические группы, имеющие общие корни и язык, чье происхождение прослеживается из северо-западной Индии. Сегодня живут во многих странах мира. Цыгане обычно черноволосые и смуглые, что особенно характерно для популяций, живущих в странах, близких к Индии, хотя более светлая кожа для цыган вообще не типична. Несмотря на расселение по всему миру, цыгане повсюду остаются четко выделенным народом, в большей или меньшей мере придерживающимся своих собственных обычаев, языка и сохраняющим социальную дистанцию с нецыганскими народами, в окружении которых он живет.

Цыгане известны под рядом названий. В Средние века, когда цыгане впервые появились в Европе, их ошибочно называли египтянами, поскольку идентифицировали как магометан – выходцев из Египта. Постепенно это слово (Egyptians, Gyptians) подверглось сокращению, превратившись в «gypsy» («gipsy» на английском), «gitano» на испанском и «giphtos» на греческом. Цыган также называют «zigeuner» на немецком, «цыганами» на русском, «zingari» на итальянском, что является вариациями греческого слова athinganoi, означающего «не трогай» – оскорбительное название одной религиозной группы, ранее населявшей Малую Азию и избегавшей, как и цыгане, контактов с чужаками. Но цыгане не любят эти названия, предпочитая самообозначение «рома» (мн. число, ром или рома) от «романи (человек)».

Происхождение.

В середине 18 в. европейским ученым удалось найти доказательную базу того, что цыганский язык происходит непосредственно от классического индийского языка санскрит, что указывает на индийское происхождение его носителей. Серо-антропологические данные, в частности, информация о группах крови, также указывают на происхождение из Индии.

Многое, однако, остается туманным относительно ранней истории цыган. Хотя они говорят на одном из языков индийской группы, весьма возможно, что фактически они ведут происхождение от дравидийских аборигенов этого субконтинента, которые, в конце концов, начали говорить на языке арийских захватчиков, занявших их территорию. В последние годы ученые в самой Индии приступили к академическому изучению цыган, и, кроме того, возрождается интерес к этому предмету в научных кругах Запада. Постепенно рассеиваются мифы и дезинформация, окружавшие вопросы истории и происхождения этого народа. Стало очевидным, например, что цыгане были кочевниками не потому, что обладали каким-то номадическим инстинктом, но потому, что широко распространенное дискриминационное законодательство не оставляло им другого выбора как продолжать постоянное перемещение.

Миграция и расселение.

Новые исторические и лингвистические данные указывают на то, что миграция цыган из северо-западной Индии произошла в первой четверти 11 в. в результате ряда исламских вторжений, возглавлявшихся Мохаммедом Газневидом. По одной из гипотез предки цыган (которых в литературе называют иногда «домба» («Dhomba»), организовались в военные подразделения, называвшиеся раджпутами, для борьбы с этими вторжениями. В течение последующих двух веков цыгане двигались все дальше и дальше на запад, останавливаясь в Персии, Армении и на территории Византийской империи (в современном языке цыган есть много персидских и армянских слов и, особенно, много слов из византийского греческого), и достигли юго-восточной Европы в середине 13 в.

Движение на Балканы вызывалось так же распространением ислама, которое было причиной миграции цыган из Индии двумя столетиями ранее.

Не вся масса цыган пересекла Босфор и попала в Европу, одно из ее ответвлений мигрировало в восточном направлении в районы сегодняшней Восточной Турции и Армении и стало отдельной и вполне отчетливой субэтнической группой, известной под именем «лом» («Lom»).

Еще одна популяция, широко распространенная по всему Ближнему Востоку, это «дом» («Dom»), которая, как это долго считалось, была частью исходной миграции цыган (из Индии, но позже отделилась от основной массы где-то в Сирии). В то время как сами «дом» и их язык безусловно индийского происхождения, их предки, очевидно, представляли отдельную и гораздо более раннюю волну (возможно 5 в.) миграции из Индии.

В Византийской империи цыгане приобрели глубокие знания в области металлообработки, на что указывает металлургический словарь в языке цыган греческого и армянского (не индийского) происхождения. Когда цыгане пришли на Балканы и, в частности, в княжества Валахия и Молдавия, эти знания и умения обеспечили устойчивый спрос на их услуги. Это новое ремесленническое население цыган оказалось фактически настолько ценным, что в начале 1300-х годов были приняты законы, сделавшие их собственностью их нанимателей, т.е. рабами. К 1500 примерно половине цыган удалось уйти с Балкан на север и запад Европы. Возникшее разделение между теми, кто оставался в рабстве в Валахии и Молдавии (сегодняшней Румынии) в течение пяти с половиной столетий, и теми, кто ушел оттуда, имеет фундаментальное значение в истории цыган и обозначается в литературе как Первая европейская диаспора цыган.

У населения Балкан не ушло много времени на то, чтобы понять, что цыгане полностью отличались от мусульман, которых оно столь сильно боялось. Но население в более отдаленных от Балкан странах, т.е. во Франции, Голландии и Германии, например, не приходилось ранее встречаться с мусульманами впрямую. Когда туда пришли цыгане со своей экзотической речью, внешностью и одеждой, их ассоциировали с мусульманами и называли «язычниками», «тюрками», «татарами» и «сарацинами». Цыгане были легким объектом для нападок, поскольку у них не было ни страны, куда можно было бы вернуться, ни военной, политической или экономической силы, чтобы защитить себя. С течением времени в одной стране за другой стали вводиться репрессивные меры против них. В Западной Европе наказания за принадлежность к цыганам включали битье плетью, увечье, депортацию, рабство на галерах и даже, в некоторых местах, казнь; в восточной Европе цыгане оставались рабами.

Политические изменения в Европе 19 в., включая отмену рабства для цыган, привели к резкому росту их миграции, ознаменовавшему период Второй европейской диаспоры цыган. Третья диаспора образовалась в 1990-х годах с падением коммунистических режимов по всей восточной Европе.

Находившиеся в рабстве цыгане были либо домашними рабами, либо рабами на полях. Эти широкие категории включают множество более мелких профессиональных групп. Взятые на работы в дома землевладельцев цыгане в конечном счете утратили свой язык индийского происхождения и обрели румынский на основе латыни. Теперь румыно-говорящие цыгане такие, как «бояши» («boyash»), «рудари» («шахтеры») и «урсари» («поводыри медведей») встречаются не только в Венгрии и на Балканах, но также и в западной Европе и в других регионах Западного полушария.

Гораздо бóльшую часть древних традиций сохранили группы цыган, происходящие из полевых рабов. Калдераша («медники»), ловара («торговцы лошадьми»), чурара («изготовители сит») и мочвая (от сербского города Мочва) все эти группы говорят на близкородственных диалектах цыганского языка. Эти языки образуют диалектную группу, называемую влакс или влач, характеризующуюся большим влиянием в ней румынского. К концу 19 в. влаксоязычные цыгане предпринимали дальние разъезды в поисках мест, где можно было обосноваться. Страны в западной Европе были негостеприимны из-за столетиями существовавшего в них антицыганского законодательства, поэтому основной поток миграции направлялся на восток в Россию, на Украину и даже в Китай, или же, через Грецию и Турцию морем в Северную и Южную Америку, Южную Африку и Австралию. После Первой мировой войны распад Австро-Венгерской империи в центральной Европе вызвал массовый исход цыган из этих земель в западную Европу и Северную Америку.

Во время Второй мировой войны нацисты избрали цыган в качестве объекта геноцида, и цыгане были предназначены наравне с евреями к уничтожению пресловутым постановлением Рейнхарда Гейдриха от 31 июля 1941 для осуществления «окончательного решения». К 1945 почти 80% всех цыган Европы погибли.

Современное расселение.

Цыгане рассредоточены по всей территории Европы и западной Азии и встречаются в некоторых частях Африки, Северной и Южной Америки и Австралии. Точную численность цыган по каждой стране установить, однако, не удается, поскольку переписи и иммиграционная статистика редко выделяют их особой статьей, а многовековые преследования научили цыган осторожности в обозначении своей этнической принадлежности в анкетах переписей. В мире насчитывается от 9 до 12 млн. цыган. Эту оценку дает Международный Союз цыган: около одного миллиона в Северной Америке, примерно столько же в Южной Америке, и между 6 и 8 млн. в Европе, где цыгане сосредоточены главным образом в Словакии, Венгрии, Румынии и в других местах на Балканах.

Примерно за тысячу лет со времени исхода цыган из Индии их образ жизни стал замечательно разнообразным, хотя каждая группа сохранила в большей или меньшей мере элементы основной культуры цыган. Те, что давно обосновались на одном месте, склонны приобретать национальные черты принявшего их народа. В обеих Америках значительное число цыган появились в конце 19 и начале 20 вв., хотя у цыган существует предание о том, что в третьем путешествии Колумба в 1498 среди команды были матросы-цыгане, и первые представители этого народа появились там еще в доколониальные времена. Документально зафиксировано, что первые цыгане появились в Латинской Америке (на Карибский островах), в 1539, когда в Западной Европе начались гонения против этого народа. Ими стали цыгане из Испании и Португалии.

Новые волны иммигрантов начали прибывать в обе Америки после 1990.

Жизнь цыган.

Несмотря на их общее языковое, культурное и генетическое наследие, группы цыган стали настолько разнообразными в результате воздействия факторов времени и пространства, что было бы неправильным пытаться нарисовать их обобщенный портрет. В остальной части статьи особое внимание уделяется влаксоязычным цыганам, являющимся наиболее многочисленной и наиболее географически распространенной популяцией.

Социальная организация.

Взятая в целом жизнь цыган называется «романипен» или «романия» и строится на основе сложной системы семейных отношений. Группа родственных семей образует род («виста» clan), возглавляемый лидером, которого называют «баро» (он не является королем; так называемые короли и королевы у цыган – это изобретение журналистов). Он признанный лидер своей группы и может управлять ее перемещениями и представлять ее в контактах с посторонними. По важным вопросам он может советоваться со старейшинами виста. Нарушения правил морали и поведения могут рассматриваться особой мужской ассамблеей, называемой «крис» («kris»). В юрисдикцию этого суда входит широкий круг нарушений, включая материальные и супружеские дела. Наказания могут заключаться в наложении штрафов или в исключении из общины, причем виновного называют меримэ или ритуально нечистыми. Поскольку общения с не-цыганами избегают как само собой разумеющееся правило и поскольку сама община цыган должна исключать того, кто является меримэ, то индивид в этом положении оказывается, в конечном счете, в условиях полной изоляции. Эта идея ритуального загрязнения, унаследованная из Индии и расширенная для индивида в его отношении к пище, животным и к другим человеческим существам, была тем наиболее общим фактором, который способствовал тому, что популяции цыган оставались обособленными от других и внутренне едиными.

К бракам с годже (не-цыганами) относятся с неодобрением; даже выбор брака с другими цыганами ограничен. В случае смешанных браков дети будут считаться с цыганами, только если таковым является их отец. Семья играет активную роль в брачных формальностях, которые непосвященным могут казаться длительными и сложными. Во-первых, ведутся долгие переговоры между родителями, особенно, о величине «дарро» (приданого). Это сумма, подлежащая компенсации за потенциальную способность заработка «бори» или невестки, которая переходит из своей семьи и включается в семью ее новых родственников по браку. Сама свадьба («абиав») проводится в снимаемом на этот случай зале с присутствием множества друзей и родственников. Сопровождающие свадьбу торжества длятся обычно три дня. Единожды созданный брачный союз остается обычно постоянным, но в случае необходимости развода может требоваться согласие «криса». Как правило, гражданские и церковные браки становятся все более частыми, даже если они представляют собой всего лишь завершающую фазу традиционного ритуала.

Официальная религия не оказала большого влияния на образ жизни цыган, хотя им и не удалось избежать попыток миссионеров обратить их в свою веру. Они восприняли, в большинстве случаев поверхностно, такие религии, как ислам, восточное православие, римский католицизм и протестантизм тех стран, в которых они проживали некоторое время. Исключением является удивительное и очень быстрое принятие некоторыми группами харизматического «нового» христианства последних лет.

Наиболее известными религиозными праздниками цыган-католиков являются ежегодные паломничества в Квебек к базилике св. Анны (Сент-Анн-де-Бопре, Sainte Anne de Beaupre) и в городок Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) на средиземноморском побережье Франции, куда цыгане собираются каждый раз отовсюду 24–25 мая, чтобы почтить свою святую покровительницу Сару (по преданию – египтянку).

Средства к существованию и отдых.

Цыгане предпочитают занятия, обеспечивающие им минимальной длительности контакт с «гадже» и независимость. Услуги, удовлетворяющие случайные потребности и постоянно меняющуюся клиентуру, хорошо согласуются с образом жизни цыган, который может требовать от индивида срочного отъезда для участия в свадьбе или похоронах, или в «крисе» в другой части страны. Цыгане разносторонни, и средства, которыми они зарабатывают на жизнь, многочисленны. Но есть некоторые главные профессии цыган – такие, как торговля лошадьми, работа с металлами, гадание и, в некоторых странах, сбор овощей или фруктов. Для совместных экономических предприятий у цыган может образовываться и чисто функциональная ассоциация «кумпания», члены которой не обязательно принадлежат к одному и тому же роду или даже к одной и той же диалектной группе. В сфере индивидуальной деятельности многие цыгане работают разносчиками, особенно, в Европе. Некоторые перепродают товары, купленные по более низкой цене, другие торгуют на улицах, шумно предлагая произведенный ими самими товар, хотя в 20 в. ряд ремесел цыган пострадал от конкуренции с изделиями массового производства. В добывании средств к существованию свою полную роль играют женщины. Именно они носят от двери к двери корзины с произведенным товаром и занимаются гаданием.

Хотя многие названия различных групп цыган базируются на профессиях, которыми они занимались в течение периода рабства, они не могут более служить надежным путеводителем по деятельности конкретных семей. В Мексике, например, «медники» гораздо более часто являются сегодня операторами передвижных киноустановок, чем металлообработчиками. Для многих «медников» в США главным источником дохода служит гадальный салон («офиса»), который может размещаться в передней части дома гадальщика или во фронтоне магазина.

Цыгане известны также как большие специалисты по развлечению публики, особенно как музыканты и танцоры (несколько известных актеров, включая Чарля Чаплина, говорят о своих предках цыганах). В Венгрии и в Румынии, в частности, цыганские оркестры с их виртуозными скрипачами и цимбалистами создали свой стиль, хотя многое из того, что слышат зрители, является, фактически, европейской музыкой в цыганской интерпретации. Существует иной, совершенно особый тип музыки – оригинальная музыка цыган, представляющая собой высоко ритмическую последовательность тонов, в которой используется мало инструментов или они отсутствуют вообще и доминантный звук – это часто звук хлопающих ладоней. Исследования показали, что большая часть центрально-европейской классической музыкальной традиции и работы таких композиторов, как Лист, Барток, Дворжак, Верди и Брамс, отмечены значительным влиянием цыган. То же самое было продемонстрировано исследованиями и в отношении еврейской музыки «клезмер» (klezmer), характерными признаками которой являются необычные гаммы и живые ритмы.

В Андалусии, в южной части Испании, по данным одного из исследований, проведенных университетом Висконсин, цыгане вместе с марокканцами создали традицию фламенко как скрытый способ выражения гнева по отношению к репрессивному испанскому режиму. Из Андалусии этот стиль распространялся через Иберийский полуостров и затем в испаноязычную Америку, пока песня, танец и игра на гитаре в стиле фламенко не стали принятой формой народного развлечения. С конца 1970-х музыка группы «Цыганских королей» («Gipsy Kings»), состоящей из шести гитаристов, выдвинула современный вариант основанной на стиле фламенко музыки в рейтинги поп-музыки, а джаз-гитарная техника ушедшего из жизни Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) (он был цыганом) пережила возрождение, благодаря его внучатому племяннику Бирели Лагрене (Bireli Lagrene).

Как и у всех народов с развитой устной традицией, повествование у цыган достигает уровня искусства. В течение многих поколений они расширяли свой фольклорный багаж, выбирая и добавляя к нему народные сказки тех стран, в которых они оседали. В обмен они обогащали фольклор этих наций устными историями, приобретенными ими в ходе прошлых миграций.

Вследствие строгих ограничений на общение с посторонними, цыгане проводили много свободного времени в компании друг друга. Многие из них полагают, что негативные последствия пребывания среди гадже могут быть компенсированы только временем, которое они проводят среди своих на общинных ритуальных мероприятиях, таких как крестины, свадьбы и др.

Питание, одежда и жилье.

В привычках питания у западноевропейских групп цыган отражено влияние их кочевого образа жизни. В их кухне значительное место занимают супы и тушеные блюда, которые могут готовиться в одном горшке или котле, а также рыба и мясо диких животных. Для рациона оседлых восточноевропейских цыган характерно употребление большого количества специй, особенно острых сортов перца. У всех групп цыган приготовление пищи строго обусловлено соблюдением различных табу относительной чистоты. Такими же культурными соображениями обусловлены вопросы одежды. В культуре цыган нижняя часть тела считается нечистой и постыдной, и ноги женщины, например, прикрываются длинными юбками. Подобным же образом, замужняя женщина должна повязывать голову платком. По традиции, приобретенные ценности обращаются в ювелирные изделия или золотые монеты, и последние иногда носятся на одежде в качестве пуговиц. Поскольку голова считается самой важной частью тела, то многие мужчины привлекают к ней внимание, нося широкие шляпы и большие усы, а женщины любят крупные серьги.

Передвижные жилища представляют большую значимость для тех семей, чьи способы добывания средств к существованию вынуждают их к постоянному нахождению в пути. Все еще существует большое множество семей цыган, особенно на Балканах, которые путешествуют в легких открытых повозках, запряженных лошадьми или ослами, и ночуют в шатрах традиционной конструкции из брезента или шерстяных одеял. Сравнительно недавно появившаяся жилая повозка цыган, украшенная сложной резьбой, скорее дополняет, чем заменяет шатер. Вместе с менее живописной повозкой, запряженной лошадьми, эта жилая повозка быстро выходит из употребления, уступая место моторизированному трейлеру. Часть цыган с грузовиками или легковыми автомобилями с прицепами близко придерживаются прежних привычек людей с повозками, в то время как другие полностью восприняли такие современные удобства, как баллонный кухонный газ и электричество.

Современное население цыган.

Различные группы цыган в Европе были почти полностью уничтожены огнем холокоста, и только более чем через четыре десятилетия позже их национальное движение начало набирать силу. Для цыган понятие «национализм» не означает создания реального государства-нации, но подразумевает обретение признания человечеством того факта, что цыгане представляют собой обособленную внетерриториальную нацию людей со своей собственной историей, языком и культурой.

Тот факт, что цыгане живут по всей Европе, но не имеют своей собственной страны, привел к возникновению громадных проблем после падения восточно-европейских коммунистических режимов и возрождению там этнического национализма. Подобно тем цыганам, которые впервые пришли в Европу семь с половиной веков тому назад, европейские цыгане 20 в. все более воспринимаются как люди, очень отличные от традиционных европейских народов и доставляющие неудобства. Для борьбы с этими предрассудками цыгане организовались в несколько политических, социальных и культурных групп с целью развития идеалов самоопределения. Международный Союз цыган является постоянным членом Совета по экономическому и социальному развитию ООН с 1979; к концу 1980-х годов он обрел представительство в Детском фонде ООН (UNICEF) и в ЮНЕСКО, а в 1990 началось формирование европейского парламента цыган. К началу 1990-х годов уже появилось большое число таких профессионалов из цыган, как журналисты и политические активисты, деятели образования, политики. Выковывались связи с родиной предков Индией – с середины 1970-х в Чандигаре существует Индийский институт цыганских исследований. Организации цыган направляли свою работу на борьбу с расизмом и стереотипами в средствах массовой информации, а также на получение репараций за военные преступления, приведшие к гибели цыган в огне холокоста. Кроме того, решались вопросы стандартизации языка цыган для международного применения, составления двадцатитомной энциклопедии на этом языке. Постепенно литературный образ «кочевых цыган» замещается образом народа, готового и способного занять свое место в сегодняшнем разнородном обществе.

Основным источником информации по всем аспектам истории, языка и образа жизни цыган является «Журнал общества цыганских знаний» (Journal of the Gypsy Lore Society), который издается с 1888 по настоящее время.

Цыган сейчас можно встретить во всех уголках планеты, кроме разве что Антарктиды. Только в странах Европы их численность составляет 12 миллионов человек. Предлагаю вам узнать 11 национальных привычек и особенностей цыган, некоторые из которых вас очень сильно удивят.

«Цыгане» - собирательный термин, такой же как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей. Во многих регионах России до сих пор можно встретить цыганские таборы, от них веет пушкинской Бессарабией, их язык - шероховатый словесный ком, а одежда - бесконечный праздник.

14-летняя девочка для цыган - уже потенциальная невеста. На свадьбах и прочих праздниках, где можно потанцевать, все девушки, которым больше 14 лет, будут плясать до самого окончания торжества, потому что знают, что отцы сыновей в данный момент присматриваются и оценивают их. Незамужняя цыганка 19 лет - это уже старая дева.

Невесту в день свадьбы выкупают золотом в килограммах или «в банках». Отец невесты или братья, если нет отца, сами назначают цену, например две трехлитровые банки, наполненные золотыми кольцами, цепочками и т. д.

В день свадьбы у цыган есть один волнительный для всех момент, когда старшие женщины семьи уводят невесту в спальню и проверяют, девственница она или нет. Собственно, лишение девственности там же, за закрытыми дверями, и происходит - безо всякого участия жениха. После гостям на красивом большом подносе демонстрируют белоснежную простыню или рубашку с пятном крови.

Например, между котлярами и русскими цыганами вряд ли будет свадьба, так как это равносильно свадьбе с не цыганом. Цыгане одного государства видят цыган другого государства как особый народ и никогда не поддерживают связь. Русские цыгане в основном православные, крымские и палестинские - мусульмане, хорватские - католики.

В семье цыгана обязательно должен быть хоть один сын. Если наследник никак не рождается, тогда они больше не рискуют и берут из приюта мальчика. При этом ребенок может быть кем угодно: башкиром, русским, рыжим, конопатым, светловолосым, голубоглазыми. Это отчасти стало причиной мифа о том, что цыгане крадут детей.

В школу ребенка отправляют чаще всего для того, чтобы он научился читать, писать и считать, так как с шести-восьми лет детей приучают ко взрослой жизни - они начинают помогать родителям в торговле. Поэтому если цыганский ребенок после третьего класса все еще ходит в школу на уроки, а не помогает родителям на рынке, - значит, он впустую тратит время, вместо того чтобы учиться семейному делу.

Если у цыгана есть двухэтажный дом, никакая женщина не может подняться на второй этаж, если мужчина находится на первом. Этот закон соблюдается до сих пор.

Женщины до сих пор носят две юбки и фартук. Считается, что ниже пояса женщина «грязна» и «нечиста». Прикосновение ее юбки способно «осквернить» не только любой предмет, но и человека. Поэтому нижняя юбка считается нечистой, так как прикасается к женщине, вторая тоже считается нечистой, так как еще немного запачкана нижней. Чистым считается только фартук. К нему можно прикасаться, прислонять посуду, вытирать об него руки.

У них есть внутренний суд

В случае спора съезжаются уважаемые цыгане, которые выслушивают аргументы сторон за и против. У цыган это важный момент урегулирования отношений, и он не подлежит огласке. Наказания могут быть самые разные. Одно из самых серьезных - «дали 24». Провинившегося цыгана заставляют покинуть общину и дают ему на это 24 часа.

В справочной литературе вместо привычного слова «цыгане» часто встречается термин «рома». Ответ на вопрос о том, почему именно этому названию отдают предпочтение, следует искать в далеком прошлом. В данной статье можно прочитать про историю этого народа и узнать, как выглядит флаг цыганский.

Предки современных цыган

Стоит отметить, что термин «ромы» распространен исключительно в европейских странах и на американском континенте. Армяне этих людей называют «ломы», а палестинцы и сирийцы - «домы». В среде лингвистов существует две версии происхождения современных цыган:

  1. Очень давно северо-западные регионы Индии заселялись народностью, некоторая часть которой перекочевала в соседние государства.
  2. Много веков назад цыгане осели на территории Ромейской державы (Византии), где проживали почти триста лет. Соответственно, они друг друга называли ромеями. Таким образом, после того как из этого названия вычленили окончание и внедрили в цыганский язык, оно приобрело новое звучание, т.е. «ромы». Несмотря на логически обоснованное объяснение, всё же предков странствующих цыган надо искать в Индии.

Было бы неверно думать, будто ромы двинулись в путь без определенной цели, куда глаза глядят, либо скитались в поисках приключений. Видимо, они покинули насиженные места, как говорится, не от хорошей жизни. Кочевать цыган заставили серьезные причины. Скорее всего, ими двигали экономические соображения. Только в неизведанных краях находилась публика для таборных артистов, много новых клиентов, которые были заинтересованы в гаданиях. Ремесленники получали возможность торговать результатом своего труда. История цыганского народа наполнена болью, но при этом народ не забывал о веселье и танцах.

Страстный народ

Имеются различия между цыганами в зависимости от страны их пребывания. Разобраться в составе непросто. Встречаются разные с разными диалектами, и другими специфическими характеристиками культуры и этноса.

Цыгане - это для которых общепризнанные человеческие ценности находятся на втором плане. Совсем иное отношение к золоту и свободе. Представители этой народности непревзойденные воры. Ромы склонны мстить кому бы то ни было. О страстной цыганской любви тоже ходят легенды, а переполненные эмоциями песни трогают душу. Музыка цыган носит особый колорит, поэтому всегда приятно слушать произведения табора.

Проблемы с образованием

Зато среди ромов за редким исключением можно найти представителей интеллигентных и творческих профессий: архитекторов, живописцев, литераторов и т.п. Эти свободолюбивые люди свято чтят свою национальную идентичность, не «растворяются» в культуре той местности, где им волею судьбы приходится жить. Существует даже собственный флаг цыганский.

Несмотря на то что представители цыганской национальности встречаются практически во всех уголках земного шара, где присутствует цивилизация, им удалось сохранить культурную самобытность. В том числе характерное для Индии кастовое деление членов общины. Когда-то существовал у цыган обычай, согласно которому цыганская семья брала на воспитание чужих беспризорных детей. Каждая мать обучала своих дочерей премудростям гадания.

Роль мужчин и женщин в таборе

По цыганской традиции несколько семей объединялись в табор. Каждая из них обладала правом выхода из данного коллектива, когда возникнет желание. Максимальное количество передвижных шатров достигало 25. Всё, что удалось заработать, надо было поровну разделить между всеми членами общины, в том числе нетрудоспособными и пожилыми. Исключение составляли представители обоих полов, которые не обзавелись семьями, каждый из них мог рассчитывать только на половину полагающейся доли. Зарабатывать отправлялись мужскими и женскими группами, между которыми были налажены связь и взаимопомощь.

Цыганская культура вызывает шок у цивилизованных народов, но несмотря на это, многие традиции остались и по сей день.

Правила жизни в таборе

Все, кто жил в таборе, вынуждены были неукоснительно соблюдать установленные в коллективе законы морали. Наказанием служило изгнание на некоторое время или навсегда. Во главе табора находился авторитетный вожак, которому все должны были беспрекословно подчиняться. Он же при необходимости мог исполнять роль судьи. Но стоило вожаку один раз совершить несправедливый поступок, как его тут же лишали полномочий и выгоняли из табора.

В таборе мужчины занимали лидирующее положение, т.е. женщина независимо от возраста должна была слушаться соответственно мужа или отца. Причем обязанностью женщин было следить, чтобы мужчины и семья были накормлены. Флаг цыган можно увидеть почти в каждом таборе. Некоторые удивляются тому, что у кочевников существует своя символика.

Мужчине предоставлялась возможность обзавестись несколькими женами, которые фактически становились его работницами. Это было выгодно. Многоженство гарантировало не только уют, но и в некоторой степени материальное благополучие. Ничего удивительного, ведь особенность цыганской семьи в том, что женщины-гадалки и попрошайки обеспечивали своих самых близких людей деньгами.

Женская доля в таборе

Согласно цыганской традиции отец, выдавая свою дочь замуж, платил калым. Для создания брака были пригодны девочки 15 или даже 12 лет. Женщина, которая первый раз становилась мамой, надевала специальный головной убор, подтверждавший факт её замужества.

С этого момента ей можно было идти на улицу и выпрашивать подаяние. В цыганской семье большое количество детей. Поэтому женщине-матери надо было очень много трудиться, чтобы всех их одеть и прокормить. Когда она уходила на «работу», дети оставались в лучшем случае под присмотром бабушек преклонного возраста. Такие условия жизни подрастающего поколения объясняют, почему далеко не всем из них удавалось выжить.

Такие цыганские обычаи шокируют. Неоднократно поднимался вопрос о том, как растут дети этого народа, но традиции остаются, и не все готовы их разрушать.

Происхождение и другие особенности

Ввиду распространенности ромов в их языке присутствуют диалекты. Кочующим или оседлым цыганам приходится осваивать язык того региона, в котором нужно жить. Историческое родство цыган с Индией подтверждает тот факт, что в их лексике содержится почти тридцать процентов санскритских (древнеиндоарийских) заимствований. Флаг цыганский появился сравнительно недавно именно по этим причинам.

Что касается религии и верований, то тут постоянства не существует. Цыгане быстро приспосабливаются, т.е. перенимают обряды местного населения. В любом случае они остаются суеверными.

Также значительное влияние окружающая обстановка оказывает на рацион и стиль одежды. В толпе цыганку легко узнать по длинной широкой и пестрой юбке, традиционно свои уши она украшает серьгами, шею - ожерельями, запястья - браслетами, пальцы - кольцами. А музыка цыган является самой узнаваемой и душевной.

Национальный флаг

В 1971 году в столице Англии состоялся Всемирный конгресс цыган, который утвердил национальный знак. Верхняя часть полотнища окрашена в синий цвет, символизирует небо и духовность. Нижняя половина в первую очередь символизирует поверхность земли, зеленое поле; акцентирует внимание на таких чертах характера цыган, как практичность и свойственная им жизнерадостность. Флаг цыган несет особую смысловую нагрузку.

Разноцветные горизонтальные полосы имеют одинаковую высоту. Граница между ними является осевой линией, которая проходит через центр красного колеса с восьмью спицами - символа пути. Данный элемент флага указывает на то, что цыгане отдают предпочтение кочевому образу жизни. Колесо окрашено в цвет, ассоциирующийся с кровью тех цыган, которые погибли в период Второй мировой войны. Изначально флаг цыганский был с золотым колесом.

Согласно оптимистическому объяснению, колесо имеет красный праздничный цвет, поскольку представители этого народа очень любят праздники. Цыгане, которые принадлежат к разным этническим группам, при изображении колеса (чакры) на полотнище флага используют разные оттенки.

Еще существует собственный гимн цыган. Его часто можно услышать в таборах неподалеку от городов.

В XIV-XV вв. в Европе появился кочевой народ, известный как цыгане, происхождение, быт и язык которых на протяжении долгого времени оставались загадкой. Их предки не оставили после себя письменной истории, поэтому по поводу происхождения народа возникали самые различные теории. Он словно обречен на вечные скитания и имеет свою особую цивилизацию.

Цыгане разбросаны по всему миру. Их можно встретить на любом континенте, но нигде они не смешиваются с другими народами. Даже численность цыган не всегда удавалось установить в определенных странах. Происхождение цыган нередко пытались объяснить абсурдными теориями, просматривая их родословную от немецких евреев, упоминая даже жителей легендарной Атлантиды.

Появление массы других теорий порождалось от неразработанности сложных вопросов этнографии и истории крупнейшей в Европе группы национального меньшинства, которой являлись цыгане. Происхождение народа сводили к трем основным версиям. Теорию азиатских корней поддерживал Анри де Спонд, который связывал цыган со средневековой сектой аттинган. Многие ученые связывали этот народ с переднеазиатским племенем сиггинов, упоминаемым у античных авторов Страбона, Геродота и других. Теория египетского происхождения была одной из самых ранних, она возникла еще в XV веке. Причем прибывшие в Европу первые цыгане сами распространяли эти легенды. Данная версия поддерживалась английскими учеными, утверждавшими, что цыгане по пути в Европу побывали в стране пирамид, где и приобрели свои безграничные познания и умения в области ловкости рук, гадания и астрологии.

Теория индийского происхождения возникла в XVIII веке. Основой для данной версии послужило сходство языка Индии с языком, на котором говорят цыгане. Происхождение народа по данной версии в настоящее время практически общепринято. Сложным остается вопрос о локализации в Индии предков цыган и точного времени их выхода из страны.

Неоднозначность источника возникновения данного народа всегда переплеталась с определением самого понятия «цыгане», происхождение данного названия рассматривалось часто не как этническое, а как социальное явление. В различных источниках название «цыгане» применяется к социальным группам населения, ведущим бродячий образ жизни, для которых характерны сходные черты и специфические методы добывания средств к существованию, такие как гадание, мелкие ремесла, песни и танцы, попрошайничество и другие.

Действительно, цыгане, мозаично расселенные по всему миру, неоднородны по своему составу, и не всегда легко понять, насколько между ними велики различия. Они делятся на ряд этнических групп, которые отличает диалекты и другие локальные этнокультурные характеристики. Их традиционное кочевье нельзя рассматривать как своеобразное романтическое влечение к перемене мест или хаотичные бесцельные скитания. В основе образа жизни народа лежали экономические причины. Необходимо было постоянно искать рынки сбыта продукции таборным ремесленникам, новую публику для своих выступлений.

Этнокультурные контакты определенной группы цыган с окружающим населением приводили к целому ряду заимствований. Интересен тот факт, что цыгане не торопились уходить с обжитых территорий, даже попав в достаточно неблагоприятные условия. Известно, что во многих странах они подвергались жестоким гонениям. И тем не менее даже в самом эпицентре организованного насилия появлялись целые сумевшие выжить. Это кале в Испании, синти в Германии, трэвелерс в Англии.

В то время как на католическом Западе появление цыган повлекло за собой принятие законов об их изгнании, в Византии не было принято ни одного подобного закона. Здесь очень ценились ремесленники, мастера по обработке металлов, люди, ведающие дрессировщики животных.

В России появление новых этнических групп цыган было связано с расширением территории. В 1783 году согласно указу Екатерины II цыгане России были причислены к крестьянскому сословию, с них предписывалось взимать соответствующие налоги и подати. По желанию им также разрешалось приписывать себя и к иным сословиям, кроме дворянского. Так, к концу XIX века среди купеческого и мещанского сословий было немало русских цыган.

В XIX веке в России наблюдался неуклонный процесс интеграции цыган, их оседания на постоянных местах, что объяснялось улучшением финансового благополучия их семей. Природный артистизм, вобравший в себя немало из культур разных стран, привлек неподдельное внимание к данному народу. Русские романсы, исполняемые цыганами, приобретали иную окраску. Появился жанр цыганского романса, основанный русскими композиторами и поэтами, увлеченными этой культурой. Стала появляться прослойка профессиональных артистов.

Цыгане - это целая этническая группа, имеющая общее происхождение и язык. На сегодняшний день ромы проживают по всей планете, кроме Антарктиды. Истинное количество цыган в мире никто не знает, ведь они не участвуют в переписи населения, самостоятельный учет тоже не ведут. А некоторые страны не знают, есть ли на их территории вообще ромы, ведь многие из них до сих пор ведут кочевой образ жизни.

Откуда они родом

Очень интересный вопрос - откуда произошли цыгане. На эту тему было проведено не одно исследование, и на сегодняшний день сформирована единая точка зрения - ромы являются выходцами из Индии.

Фактически эта группа народов сформировалась в конце I тысячелетия нашей эры. В те времена в Индии начиналось засилье мусульманской культуры. Тогда цыгане попали в Переднюю Азию и там задержались, пока царствовала Византия.

Распространение по миру

Откуда произошли цыгане? Если даже они являются предками индусов, то как они распространились по всему миру? Считается, что в период с XIII по XV век ромы активно расселялись по всей Европе. Вплоть до XV века их воспринимали достаточно доброжелательно. Но затем стали воспринимать как бродяг, выселяли за пределы государств, то есть народ был вне закона. К XVIII веку некоторые страны стали более терпимо относиться к ромам. И с этого же времени появилось деление на оседлых и кочевых цыган.

Как ромы попали в Россию?

Считается, что цыгане попали на территорию России двумя путями:

  • через Балканы, и было это примерно в XV-XVI веках;
  • через Германию и Польшу в XVI-XVII веках.

Вплоть до Октябрьской революции ромы занимались кражей и обменом лошадей, а женщины гадали. Кочевники также гадали и просили милостыню, но некоторые занимались кузнечным делом.

Те же цыгане, которые обосновались в Москве и Петербурге, состояли в хоровых ансамблях.

После революции цыган пытались приучить к оседлости и труду. А в 1931 году в столице даже открыли цыганский театр «Ромэн». В период Второй мировой войны многие оседлые ромы пошли на войну.

В 1956 году была вторая попытка весь цыганский народ сделать оседлым, им дали право на труд и образование. Но не многие захотели жить, как все, даже не все семьи воспользовались возможностью обучить бесплатно своих детей.

Современное расселение

В прошлом веке во многих странах предпринимались множественные попытки по улучшению правового положения цыган, создавались комитеты и институты. Проводились фестивали, даже в стране, откуда произошли цыгане. Например, «Международный цыганский фестиваль» в Чандигахре, 1976 год.

Однако эти мероприятия начали проводиться только после Второй мировой войны. Во время военного конфликта многие группы цыган по всей Европе были практически полностью уничтожены огнем холокоста. И только с 70-х годов прошлого столетия началось цыганское национальное движение. И неважно, что народ не имеет собственного государства, цыгане - сторонники того, что они являются внетерриториальной нацией, но с богатейшей культурой и традициями.

С 90-х годов появляются достаточно профессиональные представители этой этнической группы: журналисты, политики, деятели образования. Формируются правила стандартизации языка, которые позволяют с ними общаться даже на международном уровне.

Цыганский язык

По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта - шаурасена апабхранша.

В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:

  1. Балканская группа. Это диалект, которым пользуются цыгане, проживающие на территории Европы, в частности, в исторической части расселения: Косово, Греция, Турция, Болгария и ряд других стран.
  2. Центральная группа. Язык, которым пользуются на территории Словакии, Словении, Чехии, в Моравии и на территории Карпат.
  3. Влашская группа. Этот диалект самый распространенный и изученный, так как в мире больше всего носителей именно этого цыганского языка. Изначально язык сформировался в Румынии.
  4. Северная группа. Условно группа еще разделена на две подгруппы. Первая - диалект цыган Финляндии и некоторых западноевропейских стран. Вторая - язык, которым пользуются ромы в северной части России, Прибалтике и в Польше.

Заимствование слов

Интересный факт, что не только ромы заимствовали слова из других языков. В современном русском языке есть множество примеров, когда цыганские слова прочно вошли в нашу речь. К примеру, слово «лавэ» в цыганском языке означает деньги, а «хавать» означает кушать, есть, «стырить» - украсть. Слово «чувак» означает «свой парень», а «лабать» переводится как играть на музыкальном инструменте.

Социальная организация

От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.

Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер - «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.

Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.

Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.

По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник - сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.

Религия

На продолжении многих веков было множество попыток насадить собственную религию цыганам в местах, где они проживали Но по факту большая часть ромов стала приверженцами христианства или ислама, собственное, практически языческое вероисповедание большого влияния на образ жизни этих людей не оказало, как, впрочем, и другие религиозные культы.

Удивительным образом многие цыгане быстро восприняли христианство, многие ромы, проживающие в Европе, придерживаются католицизма и отмечают все праздники.

Средства к существованию, быт

Как и в былые времена, ромы предпочитают свободу и даже если и соглашаются на работу, то только с минимальным сроком контракта. В некоторых странах они нанимаются на сезонные работы по сбору овощей и фруктов, в других местах торгуют, по-прежнему гадают и воруют. Некоторые ромы так и занимаются развлечением публики, один из самых ярких примеров - Чарли Чаплин. В Румынии и Венгрии до сегодняшнего дня есть цыганские хоры.

Традиционно у ромов сохранилась любовь к тушеным блюдам и супам. То есть кухня состоит из блюд, которые можно сделать в котле или в горшке на костре. В Европе ромы, даже оседлые, предпочитают очень пряные и острые блюда.

Детей достаточно редко отдают в школу, а если даже и отдают, то оканчивают они в крайнем случае 3 класса, то есть если умеют писать и читать, то больше и не надо, лучше помогать родителям.

И по-прежнему, как было раньше, где родина цыган, женщины носят по две юбки и фартук. Ведь нижняя часть цыганки - «нечистая».

В заключение

Несмотря на пристрастное отношение к цыганам, многие представители этой этнической группы полностью адаптировались в современном мире, ведут традиционный образ жизни для европейских и других стран, учатся в институтах, осваивают профессии и живут в обыкновенных домах, женщины не носят двух юбок и разногласия решают в обыкновенном суде.