Конспект индивидуального занятия подготовительном этапе гласных звуков. Конспект индивидуального логопедического занятия

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА:...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗВУКА «С» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Оборудование: мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика «Внуки в гостях у дедушки и бабушки», пособие на развитие дыхания «Горячий чай», сухой бассейн, мелкие предметы посуды для сухого бассейна, символ звука «С» Ход: Вид работы Содержание Цель Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Жили были дедушка и бабушка. К ним в гости приехали внуки «Толстячки»,«Худышки» Бабушка с дедушкой им улыбнулись, «Заборчик» Поцеловать они всех потянулись. «Трубочка» Внукам на блюдца блины положили «Блинчик» Чашки поставили, чаю налили, Очень горячий, его остудили! Блинчик с вареньем малиновым вкусным «Вкусное варенье» Дуем на блинчик, жуём и прикусим. «

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ Подготовила С. Р. Ушакова, учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗВУКА «С» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Оборудование: мультимедийная презентация «Артикуляционная гимнастика «Внуки в гостях у дедушки и бабушки», пособие на развитие дыхания «Горячий чай», сухой бассейн, мелкие предметы посуды для сухого бассейна, символ звука «С» Ход: Вид работы Содержание Цель Артикуляционная гимнастика Развитие дыхания Жили были дедушка и бабушка. К ним в гости приехали внуки «Толстячки»,«Худышки» Бабушка с дедушкой им улыбнулись, «Заборчик» Поцеловать они всех потянулись. «Трубочка» Внукам на блюдца блины положили «Блинчик» Чашки поставили, чаю налили, Очень горячий, его остудили! Блинчик с вареньем малиновым вкусным «Вкусное варенье» Дуем на блинчик, жуём и прикусим. «Наказать язычок» «Обезьянка» Чаю попили - никто не обижен. Вкусный был завтрак - мы губки оближем. «Вкусное варенье» После завтрака чистили зубы «Почистим зубы» Вправо и влево, внутри и снаружи. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата:подготовить к произношению звука «С». Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз. Развивать силу и длительность выдоха Развитие фонематического слуха После завтрака нужно помыть посуду. Воды нет! Как услышишь, что вода появилась: С-С-С – хлопни в ладоши: А – У – И – С – М – Н – Д – С – Ш – З – С … Учить выделять звук «С» на фоне других звуков Развитие мелкой моторики Пошла вода! Посуду моем в белой пене, достаем и отгадываем. Что это? (Ребенок находит и называет наощупь посуду в сухом бассейне) Развивать мелкую моторику пальцев рук Итог Оценка Навели порядок, теперь можно и отдохнуть. Что тебе понравилось и запомнилось сегодня? Ты сегодня молодец! Все выполнял правильно. На память тебе – наклейка.

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Тема: «Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»

Цели :

1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Животные».

2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Оборудование : зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звука «Л», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» в соответствии с лексической темой: «Животные».

Ход занятия :

I. Организационный момент.

Игра «Покажи, как двигается животное». Логопед показывает картинку с изображением животного, а ребенок показывает движение (развитие общей моторики)

II. Подготовительная часть.

1. Пальчиковая гимнастика «Зайчик. Козочка. Змея»

Чередуем пальчиковые позы сначала на правой руке, потом на левой, на обеих руках одновременно (параллельно с показом логопеда)

2. Мимическая гимнастика. «Зайчик»

Зайчишка-мальчишка такой озорной,
Сначала нахмурит он брови с тобой,
Потом удивится, потом восхитится,
А напоследок развеселится!

3. Развитие артикуляционной моторики.

Движения челюстью вниз-вверх, вправо-влево «Бегемот разинул рот»
- движения губ «Лягушка» — «Слоник»
- движения для языка «Лопата», «Чашка», «Индюк», «Маляр», «Лошадка»

4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания

Надули мы животики как у бегемотиков,
Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем.
5.Развитие силы голоса.
Бегемот откроет рот,
Песенку он нам споет:

Пропеваем гласные звуки:
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох
«А-о-у-а» (на выдохе)
Вдох

II. Основная часть.

1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы красиво и правильно будем говорить звук «Л».

Давай вспомним, как гудит самолет. (Логопед демонстрирует произношение звука «Л», ребенок воспроизводит)

2. Анализ артикуляции звука (по схеме).

Губы открыты
- Зубы разомкнуты
- Кончик языка поднят за верхние зубы
- Воздушная струя идет по бокам языка
- Голос звенит (рука на горле)

3. Характеристика звука (по схеме).

Согласный (есть преграда: язык, зубы)
- звонкий (голос звенит)
- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена)

4. Автоматизация звука на материале слогов.

Наш самолет необычный, он может не просто гудеть «Л-л-л», он может еще напевать песенки:

Ал-ла-ла-а-а
Ал-ло-ло-о-о
Ал-лу-лу-у-у
Ла-ла-ла-а-а
Ло-ло-ло-о-о
Лу-лу-лу-у-у

5. Автоматизация звука на материале слов.

На самолете прилетели разные животные (логопед выкладывает картинки, проговаривает названия животных, выделяя звук «Л», ребенок повторяет)

Лошадь
Лось
Слон
Белка
Волк
Козел
Осел

Какой звук есть во всех этих словах? Правильно, звук «Л»

6. Физминутка.

Животные у нас очень веселые: прохлопаем, протопаем, пропрыгаем, прошагаем эти слова: ло-шадь, лось, слон, бел-ка, волк, ко-зел, о-сел. (деление слов на слоги)

7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Сейчас мы наших животных расселим в домики, но чтобы узнать, кто в каком домике живет, нужно определить, где находится звук «Л» в этих словах: в начале, в середине или в конце (используются схемы на место положения звука в слове, синяя фишка).

8. Автоматизация звука на материале предложений.

Давай придумаем предложения с любым из этих слов. (если ребенок не придумывает, логопед предлагает свои варианты):

Волк пошел на охоту.
Белая лошадь ест сено.
Белка залезла в дупло.
Козел пасется на лугу.
Лось пил из болота.

9. Автоматизация звука на материале текста. Развитие фонематического слуха.

Послушай стихотворение, выкладывай фишку на стол, как только услышишь звук «Л»:

В полнолуние под елкой
Волк завоет на луну,
Нету лося, белки, телки,
Плохо, голодно ему!

Давай проговорим стихотворение вместе. Логопед следит за правильным произношением звука «Л».

IV. Заключительная часть.

Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно говорить? Правильно, звук «Л». Давай вспомним как получается звук «Л» и какой он (анализ артикуляции и характеристика звука). Про каких животных мы говорили?

Логопед дает положительную оценку работы ребенка и дает хороший настрой на следующее занятие.

Кошелева Виктория Николаевна,
учитель-логопед,
МКДОУ детский сад «Рябинка»
ХМАО-ЮГРА Кондинский район,
п.Куминский

Конспект индивидуального логопедического занятия на подготовительном этапе звука [Л]

Занятие№3.

Ф.И:

Возраст:

Нарушение: ламбдацизм

Вид дефекта: отсутствие звука

Речевое заключение: ФФНР

Тема: Звук [Л]

Этап: подготовительный

Форма: индивидуальное логопедическое занятие

Цель: подготовить ребенка к правильному произнесению звука [Л].

Задачи:

    Коррекционно-образовательная: познакомить ребенка с артикуляционным профилем звука [Л]; научить выделять звук [Л] на слух в словах, через игру «поймай звук».

    Коррекционно-развивающая: познакомить ребенка со специфическими артикуляционными упражнениями для постановки звука [Л]; формировать правильную воздушную струю через упражнение «задуй свечку».

    Коррекционно-воспитательная: вызвать интерес ребенка к логопедическому занятию.

Оборудование: артикуляционный профиль звука [Л], зеркало, свечка.

Ход занятия:

    Организационный момент

Здравствуй! Ты сегодня пришла на логопедическое занятие. А знаешь что мы будем делать здесь? Мы будем «играть со словами» и учиться произносить звук [Л], чтобы твоя речь была красивой.

    Артикуляционная гимнастика

Сейчас я покажу тебе артикуляционный профиль и объясню, где должен находиться наш язычок, чтобы правильно произносить звук [Л]. (кончик языка упирается в верхние зубы или бугорок за верхними зубами – он называется альвеолы. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята. Боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.)

А теперь мы поиграем с нашим язычком. Смотри как делаю я, а потом повторяй за мной, при этом смотри в зеркало.

    «окошко». Открыть рот – «жарко», закрыть рот – «холодно». Удерживать под счет до 5. Повторить 3-5 раз.

    «месим тесто». Улыбнуться, высунуть язык, пошлепать по нему губами «пя-пя-пя».

    «чашечка». Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т.е слегка приподнять кончик и края языка. Удерживать под счет до 5. Повторить 3-5 раз.

    «вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.

    «качели». Улыбнуться, открыть рот. Поднимать кончик языка к носу, затем к подбородку под счет. Следить, чтобы упражнение выполнялось без помощи нижней губы.

    «грибок». Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.

А теперь мы выполним самое главное артикуляционное упражнение для постановки звука [Л] - «Парус». Улыбнись, широко открой рот, кончик языка подними и поставь на альвеолы. Удерживай язык в таком положении, а я буду считать до 8. Когда я досчитаю, то ты можешь отпустить язычок.

Молодец, у тебя неплохо получается.

Сейчас мы выполним упражнение «Свеча». Представь, что это свечка и ее нужно задуть, но не сразу. Сначала она будет стоять около тебя, а потом постепенно свеча отодвигается все дальше и дальше. Это значит, что тебе нужно дуть все сильнее и сильнее. Попробуем?

Игра «поймай звук». Я буду называть тебе слова, а ты хлопнешь в ладоши когда услышишь звук [Л]. (стол, стул, рок, слон, лук, мука, дятел, солнце, пила, дверь)

    Домашнее задание

Повтори артикуляционную гимнастику и выполняй упражнение «задуй свечи».

    Итог занятия

Молодец. Ты не плохо справилась со всеми заданиями. На следующее занятие к нам придет гость. Мы будем ждать тебя.

Светлана Коваленко
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук [С]» (подготовительный этап)

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает рассказ взрослого , пытается сочинять сам.

Сказка как сокровищница русского народа находит применение в коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

При использовании сказки в системе логопедических занятий преследуют такие цели.

Совершенствование лексико-грамматических средств языка и звуковой стороны речи (в сфере произношения, восприятия и выразительности) .

Развитие связной речи.

Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.

Воспитание любви ко всем людям и природе.

Сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки - это мир, в котором он живёт. Каждый сантиметр пространства вокруг себя он населяет удивительными маленькими и большими существами; самые обыденные предметы в его сознании живут своей собственной насыщенной и интересной жизнью.

В своей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевое нарушения со сказкой,мы встречаемся на первых этапах по постановке звуков . Мы используем сказки Веселого Язычка , где главным героем является сам язычок. С помощью Веселого Язычка ребята знакомятся с речевым аппаратом, где ротиком является домик в котором он живет, в домике есть дверь и крылечко, потолок и стенки. Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Например упражнение «Вкусное варенье» ребенку интересней : по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье. клубничное, малиновое, яблочное? Вот так и заодно и активизируется словарь у ребенка. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зуб.

В артикуляционные сказки так же желательно вводить элементы мелкой и общей моторики. Вот на заборе (упр. "Заборчик") сидит кошка и сердится : пшшш, выпускает коготки (полукруглые ладони в напряжении) - и на солнышке успокаивается : мяу (ладошки расслабляются) . Так в процессе коррекционной работы преображается сказка - преображаются и дети.

Артикуляционные сказки можно разнообразить, вводить новые сюжеты и элементы, чтобы у детей не пропадал интерес.

На подгрупповых занятиях при планировании лексических тем я тоже включаю метод сказко терапии, где основными целями разработанного цикла занятий являются формирование лексико –грамматических средств языка, развитие связной речи и коррекция звукопроизношения . Признакомстве с лексическими темами «Осень» , «Зима» , «Весна, Лето» я знакомлю детей с методом цветового игротренинга. В начале занятия детям сообщаю о том , что сегодня мы совершаем путешествие в «Желтую сказку» , жители которого имеют соответствующий цвет (по аналогии выстраиваю работу по сказкам с другими цветами «Красная сказка» , «Зеленая сказка» , «Розовая сказка» , «Белая сказка» , т. д. Например, дети в игровой форме изменяют существительные по падежам (например, В «Красной сказке» ; Р. п. – «У красной кружки нет красной ручки» , Д. п. «Девочка дает корм красному петуху» ; образуют множественное число существительных (например, в «Розовой сказке» : стул – розовые стулья, окно – розовые окна и т. д.). В «Зеленой сказке» дети согласовывают прилагательные с числительными (одна зеленая груша, две зеленые груши, пять зеленых груш, в «Желтой сказке» учатся, а затем и закрепляют умение пользоваться предлогами (например «Желтая бабочка залетела ПОД желтый стол, вылетела ИЗ _ПОД желтого стола).На индивидуальных занятиях я включаю навыки составления или пересказа небольших рассказов или сказок по сюжетным картинкам. В ходе занятия звуки автоматизируются : звук [Р ] - красный , розовый, серый, черный. Звук [С ] - красный , синий, серый, серебряный.

Также на подгрупповых логопедических занятиях я использую в работе сказки - диалоги, это небольшие диалоги, где включаются в разговор два сказочных героя лиса и еж. Например : Бежит ежик воль дорожек и скользит по льду. Говорит ему лисица : - «Дай,переведу» . Отвечает серый ежик : «У меня две пары ножек сам,я перейду» . В сказках - диалогах у детей развивается диалогическая речь, интонация, темп, выразительность.

В занятиях – игры сказки и сказки –инсценировки - легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей : психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д.) ; релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке) ;игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались)упражнения на развитие всех анализаторных систем. Именно использование сказочного сюжета позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия . Это очень важно : ведь дети с различными речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал. важно отметить, что сказка максимально ориентирована на потребность ребенка в эмоциональном общении с логопедом , в ней дети одновременно и участники и зрители происходящего. Это могут быть сказки –инсценировки, дидактические игры, сказки –спектакли. При совместном творчестве с детьми может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия . При подготовке к занятию я продумываю различные формы подачи материала : костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с сюжетно – дидактической игры, побор сюжетных и пейзажных картин и т. д. Использование сказок в коррекционной работе с детьми среднего дошкольного возраста способствуют как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно – следственных отношений событий и отражению их в речи.