Как и когда возникло второе болгарское царство. Второе болгарское царство

В 1185 г. началось восстание болгар против Византии, под властью которой они находились с 1018 г. Его возглавили два брата Петр и Асень. После многих боев византийский император Исаак II Ангел должен был признать Болгарское государство с центром в Тырново. Царем стал Асень I (1187-1196), священник Василий посвящен в сан тырновского архиепископа. Византийцам удалось организовать убийство Асеня I и Петра II (1196-1197), после чего болгарский трон занял их младший брат Иван Калоян (1197-1207). Он восстановил Болгарию в старых границах и заключил унию с Римом (рассторгнута в 1235 г.). Наибольшего могущества Второе Болгарское царство достигло при сыне Асеня I Иване Асене II (1218-1241); Он успешно воевал и с никейцами, и с латинянами и даже претендовал на византиискии престол. При нем болгарская церковь вновь получила статус патриархии (с центром в Тырново). После смерти Асеня II центральная власть сильно ослабела: выдвигались и свергались феодалами цари, большинство из которых почти не имели реальной власти, к середине XIV в. на территории Болгарии существовало три государства. Они не были в состоянии оказать сопротивление турецкому нашествию. В 1382 г. турки захватили Софию, в 1393 г. - Тырново, в 1396 г - Видин.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Второе Болгарское царство - государство болгар со столицей в Тырново, на землях между Дунаем и Балканским хребтом (Гемом), существовавшее с 1185 по 1396 гг. Поскольку в составе Болгарского царства оказалась древняя римская провинция Мезия, средневековые византийские авторы нередко называли болгар мезийцами (мисянами), а само болгарское царство иногда именовали Загорьем, поскольку оно находилось «за горами» от Константинополя. До этого почти 170 лет Болгария находилась в составе Византийской империи, завоеванная императором Василием II Болгаробойцей (960-1025) и разделенная на фемы по византийскому образцу. Болгарская государственность была восстановлена братьями Феодором и Иваном Асенями, возглавившими восстание против византийского господства в октябре 1185 г., в день святого Димитрия, во время сбора чрезвычайных налогов. Первоначально правил Феодор, сменивший имя на Петра в знак преемственности с царями Первого Болгарского царства, а затем с 1186 г. царем всех болгар и правителем Второго Болгарского царства стал Иван I Асень (1186-1196). Во время крестового похода Фридриха Барбароссы предприимчивый Асень предлагал помощь германскому императору и союз против Византии. Царь Калоян (1197-1207), младший брат и преемник первых болгарских правителей, вошел в унию с Римской церковью, удачно воевал с латинским константинопольским императором Балдуином I, разбил его в битве у Адрианополя и взял в плен. Затем Калоян завоевал Северную Македонию и Фракию до Родопских гор, но умер при осаде Фессалоник. Наибольшего могущества Второе Болгарское царство достигло в годы правления царя Ивана II Асеня (1218-1241), когда его границы достигали пределов державы царя Симеона. В 1230 г. возле р. Клокотница Иван II Асень разбил и пленил фессалоникийского императора Феодора Ангела Дуку Комнина (1224-1230). После неудачной попытки стать регентом малолетнего латинского императора Балдуина II Иван II отказался от унии с католиками. В 1235 г. на соборе в Лампсаке Византийская Церковь признала патриарший титул болгарского архиепископа Иоахима I, тем самым была восстановлена Болгарская патриархия. Однако вскоре после смерти царя Ивана II в Болгарии начались раздоры. Его малолетний сын Калиман (1241-1246) не мог править твердой рукой и вскоре был умерщвлен. В ходе междоусобных войн Болгарское царство потеряло свои македонские и фракийские провинции, а затем разделилось на несколько владений, враждовавших между собой и с Византией. В конце XIV в. ранее принадлежавшая болгарам Македония попала под власть сербского царя Стефана Душана, создавшего могущественную Сербскую державу. В первой половине XIV в. на Балканский полуостров проникли турки. В 1393 г. султан Баязид взял приступом болгарскую столицу Тырново и беспощадно вырезал его население. Болгарский патриарх Евфимий был сослан турками во Фракию в 1394 г. и умер около 1404 г. Болгарский царь Иван Шишман (1371-1393) правил после этого еще два года в г. Никополь на Дунае и был казнен турками в 1395 г. Александр, сын Шишмана, принял ислам и управлял сначала Смирной, а затем Самсу- ном. В 1396 г., после Никопольской битвы, Баязид взял в плен царя Ивана Страцимира и заточил его в Прусе. Константин, сын Ивана Страцимира, после Анкарской битвы недолго правил в болгарском городе Видин, но в результате походов сыновей Баязида в 1408-1413 гг. был изгнан в Венгрию и умер в 1422 г. в сербском городе Белграде. К концу византийской истории все болгарские земли оказались в пределах Османской империи и оставались там до русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 215-217.

(последний)

К:Появились в 1185 году К:Исчезли в 1396 году

Второе Болгарское царство или Тырновское царство (болг. Второ българско царство ) - средневековое болгарское государство, существовавшее с 1185 по 1396 год.

История

Все трое братьев показали себя талантливыми правителями и погибли в результате заговоров, только смерть царя Калояна оспаривается некоторыми историками, так как по разным историческим источникам он погиб в результате переворота или из-за недолгой болезни.

После смерти Калояна на престол вступает царь Борил . Историки предполагают, что он был из организаторов заговора против Калояна. После своего вступления на престол он начинает гонения на Асеней . Возможным претендентам на престол приходится спасаться бегством - среди них и будущий царь Иван Асень II , сын Ивана Асеня I . Он убегает сначала к половцам, а потом в Галицко-Волынское княжество . Правление Борила характеризировалось полной дестабилизацией страны. Ряд феодалов объявили о своей независимости и Борил растерял множество территорий, отвоеванных братьями из династии Асень . В итоге он был свергнут с престола в 1218 году, законным наследником царства - Иваном Асенем II .

В правление Ивана II Асеня (1218-1241 годы) второе царство достигло наивысшего могущества. Заключая династические браки и постоянно ведя войны с крестоносцами, венграми и греками, царь Иван расширил своё государство, захватив Македонию, Албанию и Южную Сербию. К концу правления он контролировал практически весь Балканский полуостров.

Монгольское вторжение

После смерти Ивана Асеня II страной долгое время управляли слабые правители. В результате она потеряла своё влияние на Балканском полуострове. В 1242 году Болгария подвергается монгольскому нашествию и вынуждена платить дань Орде . Под давлением соседей Болгария теряет земли. Византия отвоёвывает Македонию и Северную Фракию, венгры - Белград. Постепенно отделяется Валахия и титул правителей Второго Болгарского царства сокращаются с «царя Валах и Болгар» до «царя Болгар». К концу XIII века в результате войн и внутренних смут Болгария ослабла настолько, что в 1299 году сын хана Ногая - Чака - ненадолго становится её царем. Однако хан Токту, занявший место Ногая, через год с войсками вторгся в Болгарию. В результате восстания под руководством Святослава (сына свергнутого царя Георгия I) Чака был убит, а его голову отправили хану Токту. В качестве благодарности татары навсегда перестали совершать набеги в болгарские территории и дань была снята.

Болгария при Иване Александре стремительно оправлялась от иностранного вторжения и гражданской войны. Последующий период был Золотым Веком для средневековой болгарской культуры, и существенное количество произведений пережило разрушительные действия времени.

Турецкое завоевание

В XIV веке у Болгарии появляется грозный и опасный сосед - Османские турки , захватившие владения в Малой Азии . Уже в 1320-е годы они стали совершать опустошительные набеги на балканский полуостров, а в 1352 году овладели первой крепостью на Балкананх - Цимпе. Попытки образовать союз для совместной борьбы с турками не увенчались успехом. После смерти Ивана Александра (1371 год), которому удавалось поддерживать мирные отношения с турками, началось завоевание ими Второго Болгарского царства. В 1371 году на реке Марице при Черномене турки нанесли поражение войскам двух македонских правителей, братьев Вукашина и Углеши . Путь в Македонию , Сербию и западные болгарские земли оказался открытым. Иван Шишман вынужден был признать себя вассалом султана Мурада и даже отдать ему свою сестру Тамару в султанский гарем.

В это же время под власть турок попали болгарские земли к югу от Балканских гор, началось османское наступление на другие болгарские области. В 1385 году пал Средец (София). Султан Мурад решил вначале разделаться с Сербией, но в битве с сербами на Косовом поле в 1389 году он погиб. Натиск на Болгарию продолжил султан Баязид I . Летом 1393 года, осажденная турками, пала столица Болгарии Тырново. Последний патриарх средневековой Болгарии Евфимий Тырновский был отправлен в ссылку. Болгарский царь Иван Шишман находился в это время в городе Никополе , где его схватили и обезглавили (1395 год). В это же время оказалась под властью турок и Добруджа . В 1396 году пало Видинское царство , и Болгария перестала существовать как самостоятельное государство на долгие пять веков.

Половцы

Половцы (куманы) сыграли значительную роль в этнополитической истории Болгарии, в том числе в восстановлении её государственности - Второго Болгарского царства, возникшего в результате восстания военного союза куман с оседлыми болгарами . С половцами по своему происхождению были тесно связаны все династии Второго Болгарского царства (Асени , Тертеры и Шишмановичи) .

На территорию Болгарии половцы начали активно проникать в начале XII века, когда болгарские земли находились под властью Византии . Переходя через Дунай, половцы оседали на пастбищах в низовьях Дуная, на северо-востоке Болгарии и в Добрудже . Первое вторжение половцев на земли Византийской империи датируется 1078 годом . В большом количестве половецкие орды появились в связи с печенежско-византийской войной конца 1080-х - начала 1090-х годов, в которой половцы выступили в качестве союзников на стороне Византии . В 1186 году братья-боляре (куманы ) Фёдор и Асень при поддержке куманских войск подняли антивизантийское восстание в Северо-Восточной Болгарии . В результате восстания было восстановлено Болгарское государство (Второе Болгарское царство) , Асень был провозглашён царём Болгарии. С тех пор куманы-половцы стали играть важную роль в жизни Болгарского государства. Во время царствования Калояна , женатого на дочери куманского хана , болгарская и куманская знать устроила заговор, в результате которого Калоян был убит. Новым царём Болгарии стал куманский феодал Борил . При его преемнике - Иване Асене II (правл. 1218-1241) усилился приток половцев, из Венгрии и особенно от монголов . Находки каменных статуй на северо-востоке Болгарии, относящиеся к XIII веку, свидетельствуют о том, что половцы прибывали в Болгарию не только с запада, но и с востока . Как и в Венгрии, в Болгарии половцы становились христианами . В 1280 году царём Болгарии стал выходец из половецкого племени тортоба Георгий Тертер - основатель династии Тертеров. Куманская знать быстрее кочевых куманов сливалась с болгарами. В XIV веке до турецкого завоевания в степях Добруджи существовало Добруджанское княжество , основанное куманом Баликом .

Культура

Во Втором Болгарском царстве продолжилось развитие культурных традиций Первого царства . В этот период в Болгарии сложились собственные школы живописи, в том числе тырновская , охридская, софийская, несебрская. Всемирную славу приобрела икона Богородицы Элеусы , написанная в Несебре в XIV веке. Расцвет переживала живопись и иконопись. Знамениты росписи Погановского монастыря, церкви св. Георгий в Софии, скальной церкви в Иванове, Хрельовой башни в Рильском монастыре. Богатая книжная миниатюра получила наибольшее развитие в евангелиях, псалтырях и переводных хрониках, созданных для Ивана Александра. Литература Второго Болгарского царства, достигшая наивысшего подъёма в середине и второй половине XIV века, развивалась преимущественно как богослужебная, переводная с греческого языка. Оригинальным памятником литературы является «Синодик царя Борила ». Патриархом Евфимием Тырновским были написаны похвальные слова и жития Ивана Рильского , Петки Тырновской , Илариона Могленского . Евфимием была осуществлена реформа болгарского литературного языка, переводы с греческого приблизились к текстам Кирилла и Мефодия. Эта реформа повлияла на письменность в Сербии и Руси. Косвенные данные свидетельствуют и о ведении летописей. В монастырях Афона и Константинополя болгары взаимодействовали с книжниками из Византии, Руси и Сербии. В районах Македонии, потерянных Болгарией ещё в 1240-х годах, и подчинявшихся Охридской архиепископии с его греческим духовенством, славянская письменность переживала упадок. Народным фольклором были созданы легенды и предания о героях-защитников от внешних врагов и борцов за свободу .

Архитектура

Крепостная и дворцовая архитектура

В отличие от крепостей Первого царства новые крепости возводились на высоких холмах, защищённых скалами и реками. Они состояли из каменных стен, которые подчинялись природному ландшафту. Стены имели цилиндрические, многогранные или четырёхгранные башни. Доступные места укреплялись глубоким рвом. Однако уровень строительной техники стал более низким: стены строились в основном из ломаного камня на белом растворе низкого качества; для выравнивания рядов из камня монтировали деревянные балки. Города этого периода состояли из крепости и построек горожан у её подножия. Так были устроены столица Тырнов , города Ловеч , Червен и другие. Царский дворец в Тырнове, построенный на холме, состоял жилых помещений, церкви и тронного зала. Зал в более поздний период представлял собой трёхнефную базилику размером 32×19 м с богато украшенным интерьером. Дворцовая церковь внутри была украшена мрамором и мозаикой, а снаружи - керамическим декором . Царские дворцы и дома знати сохранились в вид остатков на холмах в Тырново Царевце и Трапезице, а также в Варне, Червене и Мелнике. Крепости возводились в Тырнове, Никополе, Варне, Видине, Софии .

Культовая архитектура

Для этого периода истории были характерны храмы с крестово-купольным строением, вытеснившие более древнюю базилику . Сохранились церкви Сорока мучеников , св. Димитрия в Тырнове, Погановский монастырь в Охриде, епископская церковь в Червене, скальная церковь у села Иваново . Церковное строительство особенно активно велось в столице Тырнове и важном морском порту Месемврии . С XI по XIV века здесь было построено большое количество церквей, отличающихся друг от друга по архитектурным типам. Все церкви, строившиеся в этот период в Болгарии, отличались относительно небольшими размерами и архитектурным разнообразием . Церкви периода феодальной раздробленности XIII-XIV веков в большом количестве крестовокупольные либо однонефные небольших размеров. Их архитектурная выразительность достигалась за счёт наружного декора, а не объёма построек. Живопись этого периода почти целиком покрывала стены, купола и своды церквей. При строительстве храмов в Тырнове, Месемврии и Македонии применялась смешанная кладка явно декоративного характера из рядов тёсаного камня и кирпича, чередующихся друг с другом. Декор фасадов усиливали ряды керамических розеток , которые обрамляли архивольты глухих арок и окон. Декор интерьера дополняли колонны из мрамора, порфира или серпентина . Плиты из мрамора чаще всего привносились из античных или византийских построек. Монастыри эпохи Второго (как и Первого) Болгарского царства как целостные архитектурные комплексы не сохранились .

Четырёхстолпные церкви устраивались с предапсидным пространством (константинопольский вариант); с удлинённой восточной частью планового креста без предапсидного пространства (Тырново, Месемврия); с равномерными частями планового креста и без притвора (в провинции). В Велико-Тырнове сохранилась четырёхстолпная церковь Петра и Павла , в Месемврии - две таких церкви: Вседержителя и Ивана Алитургитоса , принадлежащие месемврийской архитектурной школе. Церковь Вседержителя построена из чередующихся друг с другом рядами из камня и кирпичей . Сохранилось три трёхконховые купольные церкви - в Архангельском , Ореховском и Погановском монастырях. Такого же типа была церковь Рильского монастыря , построенная в 1330-х годах. Бесстолпные купольные церкви с квадратным планом представляют собой маленькие строения, как правило без притвора. Таковы старая часть Боянской церкви , церковь святого Николая в Сапарева-Бане , церковь святого Феодора близ Бобошева . Однонефные церкви с куполом появились в Болгарии в период византийского владычества. Самый древний храм этого типа - Асенова церковь XII века. В Несебре к этому типу относится церковь архангелов Михаила и Гавриила , по своей конструкции напоминающая Асенову церковь. Скромные однонефные сводчатые церкви возводились ещё во времена Первого Болгарского царства. Их продолжали строить в маленьких и бедных селениях и монастырях. Вариант этих церквей с более богатым внешним видом возводили в Тырнове и Месемврии (например, церковь Параскевы) .

См. также

Напишите отзыв о статье "Второе Болгарское царство"

Примечания

  1. Kamburova, Violeta. Atlas: History of Bulgaria. - София: Bulgarian Academy of Sciences, 1992. - С. 18, 20, 23.
  2. Пантеон великих людей Болгарии. - София, 1971. - С. 79.
  3. Агеева, Р. А. Какого мы роду-племени?: народы России, имена и судьбы. - Academia, 2000. - С. 89.
  4. Дуйчев, И. С. . - С. 592.
  5. Vásáry, István. . - Cambridge University Press, 2005. - С. 166.
  6. Плетнева, С. А. Половцы. - М .: Наука, 1990. - С. 181.
  7. Иностранцы в Византии: византийцы за рубежами своего отечества: тезисы докладов конференции, Москва, 23-25 июня 1997 г. - Индрик, 1997. - С. 19.
  8. Отв. ред. Литаврин, Г. Г. . - М .: Наука, 1987. - С. 117, 118.
  9. Отв. ред. Литаврин, Г. Г. . - М .: Наука, 1987. - С. 117, 119.
  10. См. главу Нашествие монголов в книге: Евстигнеев, Юрий. . - Litres, 2015.
  11. Плетнева, С. А. Половцы. - М .: Наука, 1990. - С. 181, 182.
  12. Плетнева, С. А. Половцы. - М .: Наука, 1990. - С. 182.
  13. , с. 154.
  14. , с. 155-159.
  15. Миятев, К. Архитектура Болгарии // Всеобщая история архитектуры. - Ленинград. Москва: Издательство литературы по строительству, 1966. - Т. 3. - С. 398.
  16. , с. 155.
  17. , с. 154-155.
  18. Миятев, К. Архитектура Болгарии // Всеобщая история архитектуры. - Ленинград. Москва: Издательство литературы по строительству, 1966. - Т. 3. - С. 379.
  19. Миятев, К. Архитектура Болгарии // Всеобщая история архитектуры. - Ленинград. Москва: Издательство литературы по строительству, 1966. - Т. 3. - С. 398-400.
  20. Миятев, К. Архитектура Болгарии // Всеобщая история архитектуры. - Ленинград. Москва: Издательство литературы по строительству, 1966. - Т. 3. - С. 404-405, 407-410.

Литература

  • Отв. ред. Валева, Е. Л. . - М .: Наука, 2003.
  • Отв. ред. Литаврин, Г. Г. . - М .: Наука, 1987.

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 02-06-2013 (2235 дней) - , )
  • , Никита Хониат
  • , А. А. Васильев
  • , Заборов М. А.

Отрывок, характеризующий Второе Болгарское царство

Я потрясённо смотрела на Караффу, очередной раз понимая, что на самом деле он намного опаснее, чем я ранее представляла. И я точно знала, что он ни за что не имеет права далее существовать. Караффа был Папой, не верящим в своего Бога!!! Он был хуже, чем я могла это себе вообразить!.. Ведь можно попытаться как-то понять, когда человек вершит какое-то зло во имя своих идеалов. Такое нельзя было бы простить, но как-то можно было бы понять... Но Караффа и в этом лгал!.. Он лгал во всём. И от этого становилось страшно...
– Знаете ли Вы что-либо про Катар, Ваше Святейшество?.. – не утерпев, спросила у него я. – Я почти уверена, что Вы об этом немало читали. Это была чудесная Вера, не правда ли? Намного правдивее, чем та, которой так лживо кичится Ваша церковь!.. Она была настоящей, не то, что Ваш сегодняшний пустозвон…
Думаю, (как делала это часто!) я намеренно злила его, не обращая внимания на последствия. Караффа не собирался отпускать или жалеть нас. Поэтому, я без угрызений совести разрешала себе это последнее безобидное удовольствие… Но как оказалось, Караффа обижаться не собирался… Он терпеливо выслушал меня, не обращая внимания на мою колкость. Потом поднялся и спокойно произнёс:
– Если Вас интересует история этих еретиков – не откажите себе в удовольствии, сходите в библиотеку. Надеюсь, Вы всё ещё помните, где она находится? – Я кивнула. – Вы найдёте там много интересного… До встречи, мадонна.
У самой двери он вдруг остановился.
– Да, кстати… Сегодня Вы можете пообщаться с Анной. Вечер в Вашем полном распоряжении.
И, повернувшись на каблуках, вышел из комнаты.
У меня резко сжалось сердце. Я так страдала без моей милой девочки!.. Так хотела её обнять!.. Но радоваться особо не спешила. Я знала Караффу. Знала, что по малейшему изменению его настроения он мог всё очень просто отменить. Поэтому, мысленно собравшись и постаравшись не слишком надеяться на «светлое» обещание Папы, я решила сразу же воспользоваться разрешением и посетить когда-то сильно потрясшую меня папскую библиотеку…
Немного поплутав в знакомых коридорах, я всё же довольно быстро нашла нужную дверь и, нажав на небольшой изящный рычажок, попала в ту же огромную, до потолка забитую книгами и рукописными свитками, комнату. Всё здесь выглядело совершенно как прежде – будто никто никогда не доставлял себе беспокойства, пользуясь столь дивным кладезем чужой мудрости… Хотя я точно знала, что Караффа тщательно изучал каждую, даже самую невзрачную книгу, каждую рукопись, попавшую в эту потрясающую книжную сокровищницу…
Не надеясь быстро найти в этом хаосе интересующий меня материал, я настроилась своим любимым способом «слепого смотрения» (думаю, так когда-то называли сканирование) и сразу же увидела нужный уголок, в котором целыми стопками лежали рукописи… Толстые и однолистные, невзрачные и расшитые золотыми нитями, они лежали, как бы призывая заглянуть в них, окунуться в тот удивительный и незнакомый мне, мистический мир Катар, о котором я не знала почти ничего… но который безоговорочно притягивал меня даже сейчас, когда надо мной и Анной висела страшная беда, и не было малейшей надежды на спасение.
Моё внимание привлекла невзрачная, зачитанная, перешитая грубыми нитками книжечка, выглядевшая выцветшей и одинокой среди множества толстенных книг и золочёных свитков… Заглянув на обложку, я с удивлением увидела незнакомые мне буквы, хотя читать могла на очень многих, известных в то время языках. Это меня ещё более заинтересовало. Осторожно взяв книжечку в руки и осмотревшись вокруг, я уселась на свободный от книг подоконник и, настроившись на незнакомый почерк, начала «смотреть»…
Слова выстраивались непривычно, но от них шло такое удивительное тепло, будто книга по-настоящему со мною говорила… Я услышала мягкий, ласковый, очень уставший женский голос, который пытался поведать мне свою историю…
Если я правильно понимала, это был чей-то коротенький дневник.
– Меня зовут Эсклармонд де Пэрэйль… Я – дитя Света, «дочь» Магдалины… Я – Катар. Я верю в Добро и в Знание. Как и моя мать, мой муж, и мои друзья, – печально звучал рассказ незнакомки. – Сегодня я проживаю мой последний день на этой земле… Не верится!.. Слуги Сатаны дали нам две недели. Завтра, с рассветом, наше время заканчивается…
У меня от волнения перехватило горло… Это было именно то, что я искала – настоящая повесть очевидца!!! Того, кто пережил весь ужас и боль уничтожения… Кто на себе прочувствовал гибель родных и друзей. Кто был истинным Катаром!..
Опять же, как и во всём остальном – католическая церковь бессовестно лгала. И это, как я теперь поняла, делал не только Караффа...
Обливая грязью чужую, ненавистную для них веру, церковники (скорее всего, по приказу тогдашнего Папы) в тайне от всех собирали любую найденную об этой вере информацию – самую короткую рукопись, самую зачитанную книгу... Всё, что (убивая) легко было найти, чтобы после, тайком как можно глубже всё это изучить и, по возможности, воспользоваться любым, понятным для них, откровением.
Для всех остальных же бессовестно объявлялось, что вся эта «ересь» сжигалась до самого последнего листка, так как несла в себе опаснейшее учение Дьявола…

Вот где находились истинные записи Катар!!! Вместе с остальным «еретическим» богатством их бессовестно прятали в логове «святейших» Пап, в то же время безжалостно уничтожая хозяев, когда-то их писавших.
Моя ненависть к Папе росла и крепла с каждым днём, хотя, казалось, невозможно было ненавидеть сильнее... Именно сейчас, видя всю бессовестную ложь и холодное, расчётливое насилие, моё сердце и ум были возмущены до последнего человеческого предела!.. Я не могла спокойно думать. Хотя когда-то (казалось, это было очень давно!), только-только попав в руки кардинала Караффы, я обещала себе ни за что на свете не поддаваться чувствам... чтобы выжить. Правда, я ещё не знала тогда, как страшна и беспощадна будет моя судьба... Поэтому и сейчас, несмотря на растерянность и возмущение, я насильно постаралась как-то собраться и снова вернулась к повести печального дневника…
Голос, назвавшей себя Эсклармонд, был очень тихим, мягким и бесконечно грустным! Но в то же время чувствовалась в нём невероятная решимость. Я не знала её, эту женщину (или девочку), но что-то сильно знакомое проскальзывало в её решимости, хрупкости, и обречённости. И я поняла – она напомнила мне мою дочь… мою милую, смелую Анну!..
И вдруг мне дико захотелось увидеть её! Эту сильную, грустную незнакомку. Я попыталась настроиться… Настоящая реальность привычно исчезла, уступая место невиданным образам, пришедшим ко мне сейчас из её далёкого прошлого…
Прямо передо мной, в огромной, плохо освещённой старинной зале, на широкой деревянной кровати лежала совсем ещё юная, измученная беременная женщина. Почти девочка. Я поняла – это и была Эсклармонд.
У высоких каменных стен залы толпились какие-то люди. Все они были очень худыми и измождёнными. Одни тихо о чём-то шептались, будто боясь громким разговором спугнуть счастливое разрешение. Другие нервно ходили из угла в угол, явно волнуясь то ли за ещё не родившегося ребёнка, то ли за саму юную роженицу…
У изголовья огромной кровати стояли мужчина и женщина. Видимо, родители или близкая родня Эсклармонд, так как были сильно на неё похожи… Женщина была лет сорока пяти, она выглядела очень худой и бледной, но держалась независимо и гордо. Мужчина же показывал своё состояние более открыто – он был напуганным, растерянным и нервным. Без конца вытирая выступавшую на лице испарину (хотя в помещении было сыро и холодно!), он не скрывал мелкого дрожания рук, будто окружающее на данный момент не имело для него никакого значения.
Рядом с кроватью, на каменном полу, стоял на коленях длинноволосый молодой мужчина, всё внимание которого было буквально пригвождено к юной роженице. Ничего вокруг не видя и не отрывая от неё глаз, он непрерывно что-то нашёптывал ей, безнадёжно стараясь успокоить.
Я заинтересованно пыталась рассмотреть будущую мать, как вдруг по всему телу полоснуло острейшей болью!.. И я тут же, всем своим существом почувствовала, как жестоко страдала Эсклармонд!.. Видимо, её дитя, которое должно было вот-вот родиться на свет, доставляло ей море незнакомой боли, к которой она пока ещё не была готова.
Судорожно схватив за руки молодого человека, Эсклармонд тихонько прошептала:
– Обещай мне… Прошу, обещай мне… ты сумеешь его сберечь… Что бы ни случилось… обещай мне…
Мужчина ничего не отвечал, только ласково гладил её худенькие руки, видимо никак не находя нужных в тот момент спасительных слов.
– Он должен появиться на свет сегодня! Он должен!.. – вдруг отчаянно крикнула девушка. – Он не может погибнуть вместе со мной!.. Что же нам делать? Ну, скажи, что же нам делать?!!
Её лицо было невероятно худым, измученным и бледным. Но ни худоба, ни страшная измождённость не могли испортить утончённую красоту этого удивительно нежного и светлого лица! На нём сейчас жили только глаза… Чистые и огромные, как два серо-голубых родника, они светились бесконечной нежностью и любовью, не отрываясь от встревоженного молодого человека… А в самой глубине этих чудесных глаз таилась дикая, чёрная безысходность…
Что это было?!.. Кто были все эти люди, пришедшие ко мне из чьего-то далёкого прошлого? Были ли это Катары?! И не потому ли у меня так скорбно сжималось по ним сердце, что висела над ними неизбежная, страшная беда?..
Мать юной Эсклармонд (а это наверняка была именно она) явно была взволнована до предела, но, как могла, старалась этого не показывать и так уже полностью измученной дочери, которая временами вообще «уходила» от них в небытиё, ничего не чувствуя и не отвечая… И лишь лежала печальным ангелом, покинувшим на время своё уставшее тело... На подушках, рассыпавшись золотисто-русыми волнами, блестели длинные, влажные, шелковистые волосы... Девушка, и правда, была очень необычна. В ней светилась какая-то странная, одухотворённо-обречённая, очень глубокая красота.
К Эсклармонд подошли две худые, суровые, но приятные женщины. Приблизившись к кровати, они попытались ласково убедить молодого человека выйти из комнаты. Но тот, ничего не отвечая, лишь отрицательно мотнул головой и снова повернулся к роженице.
Освещение в зале было скупым и тёмным – несколько дымящихся факелов висели на стенах с двух сторон, бросая длинные, колышущиеся тени. Когда-то эта зала наверняка была очень красивой… В ней всё ещё гордо висели на стенах чудесно вышитые гобелены… А высокие окна защищали весёлые разноцветные витражи, оживлявшие лившийся в помещение последний тусклый вечерний свет. Что-то очень плохое должно было случиться с хозяевами, чтобы столь богатое помещение выглядело сейчас таким заброшенным и неуютным…
Я не могла понять, почему эта странная история целиком и полностью захватила меня?!. И что всё-таки являлось в ней самым важным: само событие? Кто-то из присутствовавших там? Или тот, не рождённый ещё маленький человек?.. Не в состоянии оторваться от видения, я жаждала поскорее узнать, чем же закончится эта странная, наверняка не очень счастливая, чужая история!
Вдруг в папской библиотеке сгустился воздух – неожиданно появился Север.
– О!.. Я почувствовал что-то знакомое и решил вернуться к тебе. Но не думал, что ты будешь смотреть такое… Не нужно тебе читать эту печальную историю, Изидора. Она принесёт тебе всего лишь ещё больше боли.
– Ты её знаешь?.. Тогда скажи мне, кто эти люди, Север? И почему так болит за них моё сердце? – Удивлённая его советом, спросила я.
– Это – Катары, Изидора… Твои любимые Катары… в ночь перед сожжением, – грустно произнёс Север. – А место, которое ты видишь – их последняя и самая дорогая для них крепость, которая держалась дольше всех остальных. Это – Монтсегюр, Изидора… Храм Солнца. Дом Магдалины и её потомков… один из которых как раз должен вот-вот родиться на свет.
– ?!..
– Не удивляйся. Отец того ребёнка – потомок Белояра, ну и, конечно же, Радомира. Его звали Светозаром. Или – Светом Зари, если тебе так больше нравится. Это (как было у них всегда) очень горестная и жестокая история… Не советую тебе её смотреть, мой друг.
Север был сосредоточенным и глубоко печальным. И я понимала, что видение, которое я в тот момент смотрела, не доставляло ему удовольствия. Но, несмотря ни на что, он, как всегда, был терпеливым, тёплым и спокойным.
– Когда же это происходило, Север? Не хочешь ли ты сказать, что мы видим настоящий конец Катар?
Север долго смотрел на меня, словно жалея.... Словно не желая ранить ещё сильнее… Но я упорно продолжала ждать ответа, не давая ему возможности смолчать.
– К сожалению, это так, Изидора. Хотя мне очень хотелось бы ответить тебе что-нибудь более радостное… То, что ты сейчас наблюдаешь, произошло в 1244 году, в месяце марте. В ночь, когда пало последнее пристанище Катар… Монтсегюр. Они держались очень долго, десять долгих месяцев, замерзая и голодая, приводя в бешенство армию святейшего Папы и его величества, короля Франции. Их было всего-навсего сто настоящих рыцарей-воинов и четыреста остальных человек, среди которых находились женщины и дети, и более двухсот Совершенных. А нападавших было несколько тысяч профессиональных рыцарей-воинов, настоящих убийц, получивших добро на уничтожение непослушных «еретиков»... на безжалостное убийство всех невинных и безоружных… во имя Христа. И во имя «святой», «всепрощающей» церкви.
И всё же – катары держались. Крепость была почти недоступной, и чтобы её захватить, необходимо было знать секретные подземные ходы, или же проходимые тропинки, известные только жителям крепости или им помогавшим жителям округи.

Но, как это обычно случалось с героями – «на сцену» явилось предательство... Вышедшая из терпения, сходившая с ума от пустого бездействия армия рыцарей-убийц попросила помощи у церкви. Ну и естественно, церковь тут же откликнулась, использовав для этого свой самый проверенный способ – дав одному из местных пастухов большую плату за показ тропинки, ведущей на «платформу» (так называли ближайшую площадку, на которой можно было устроить катапульту). Пастух продался, погубив свою бессмертную душу... и священную крепость последних оставшихся Катар.

У меня от возмущения бешено стучало сердце. Стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, я продолжала спрашивать Севера, будто всё ещё не сдавалась, будто всё ещё оставались силы смотреть эту боль и дикость произошедшего когда-то зверства...
– Кто была Эсклармонд? Знаешь ли ты что-то о ней, Север?
– Она была третьей, и самой младшей, дочерью последних сеньоров Монтсегюра, Раймонда и Корбы де Перейлей, – печально ответил Север. – Ты видела их у изголовья Эсклармонд в твоём видении. Сама же Эсклармонд была весёлой, ласковой и всеми любимой девочкой. Она была взрывной и подвижной, как фонтан. И очень доброй. Её имя в переводе означало – Свет Мира. Но знакомые ласково называли её «вспышкой», думаю, за её бурлящий и сверкающий характер. Только не путай её с другой Эсклармондой – была ещё у Катар Великая Эсклармонд, Дама де Фуа.
Великой её прозвали сами люди, за стойкость и непоколебимую веру, за любовь и помощь другим, за защиту и Веру Катар. Но это уже другая, хотя очень красивая, но (опять же!) очень печальная история. Эсклармонд же, которую ты «смотрела», в очень юном возрасте стала женой Светозара. И теперь рожала его дитя, которое отец, по договору с ней и со всеми Совершенными, должен был в ту же ночь как-нибудь унести из крепости, чтобы сберечь. Что означало – она увидит своего ребёнка всего на несколько коротких минут, пока его отец будет готовиться к побегу... Но, как ты уже успела увидеть – ребёнок всё не рождался. Эсклармонд теряла силы, и от этого всё больше и больше паниковала. Целых две недели, которых, по общим подсчётам, должно было наверняка хватить для рождения сына, подошли к концу, а ребёнок почему-то никак не желал появляться на свет... Находясь в совершенном исступлении, измождённая попытками, Эсклармонд уже почти не верила, что ей всё же удастся сохранить своё бедное дитя от страшной гибели в пламени костра. За что же ему, нерождённому малютке, было испытывать такое?!. Светозар, как мог, пытался её успокоить, но она уже ничего не слушала, полностью погрузившись в отчаяние и безнадёжность.
Настроившись, я снова увидела ту же комнату. Вокруг кровати Эсклармонд собралось около десяти человек. Они стояли по кругу, все одинаково одеты в тёмное, а от их протянутых рук прямо в роженицу мягко втекало золотое сияние. Поток становился всё гуще, будто окружавшие её люди вливали в неё всю свою оставшуюся Жизненную мощь...
– Это Катары, правда ведь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора, это Совершенные. Они помогали ей выстоять, помогали её малышу родиться на свет.
Вдруг Эсклармонд дико закричала... и в тот же миг, в унисон, послышался истошный крик младенца! На окружавших её измождённых лицах появилась светлая радость. Люди смеялись и плакали, словно им вдруг явилось долгожданное чудо! Хотя, наверное, так оно и было?.. Ведь на свет родился потомок Магдалины, их любимой и почитаемой путеводной Звезды!.. Светлый потомок Радомира! Казалось, наполнявшие залу люди начисто забыли, что на восходе солнца все они пойдут на костёр. Их радость была искренней и гордой, как поток свежего воздуха на просторах выжжённой кострами Окситании! По очереди приветствуя новорождённого, они, счастливо улыбаясь, уходили из залы, пока вокруг не остались только родители Эсклармонд и её муж, самый любимый ею на свете человек.
Счастливыми, сверкающими глазами юная мать смотрела на мальчика, не в состоянии произнести ни слова. Она прекрасно понимала, что эти мгновения будут очень короткими, так как, желая уберечь новорождённого сына, его отец должен будет тут же его забрать, чтобы попытаться ещё до утра убежать из крепости. До того, как его несчастная мать взойдёт на костёр вместе с остальными....
– Благодарю тебя!.. Благодарю тебя за сына! – не скрывая катившихся по уставшему лицу слёз, шептал Светозар. – Радость моя ясноглазая... пойдём со мной! Мы все поможем тебе! Я не могу тебя терять! Он ведь не знает ещё тебя!.. Твой сын не знает, как добра и прекрасна его мать! Пойдём со мной, Эсклармонд!..
Он умолял её, заранее зная, каков будет ответ. Он просто не мог оставить её на гибель. Ведь всё было рассчитано так великолепно!.. Монсегюр сдался, но попросил две недели, якобы для подготовки к смерти. По-настоящему же они ждали появления потомка Магдалины и Радомира. И рассчитали, что после его появления у Эсклармонд останется достаточно времени, чтобы окрепнуть. Но, видимо, правильно говорят: «мы предполагаем, а судьба располагает»... Вот она и распорядилась жестоко... разрешив новорождённому лишь в последнюю ночь появиться на свет. У Эсклармонд не оставалось сил, чтобы пойти вместе с ними. И теперь она собиралась закончить свою короткую, совсем ещё не житую жизнь на страшном костре «еретиков»...
Перейлы, обнявшись, рыдали. Им так хотелось спасти их любимую, светлую девочку!.. Так хотелось, чтобы она жила!
У меня перехватило горло – как же эта история была знакома!.. Они должны были увидеть, как в пламени костра будет умирать их дочь. Так же, как мне, видимо, придётся наблюдать смерть моей любимой Анны...
В каменной зале вновь появились Совершенные – пришло время прощаться. Эсклармонд вскрикнула и попыталась встать с кровати. Ноги подкашивались, не желая её держать... Муж подхватил её, не давая упасть, крепко сжав в последнем объятии.
– Видишь, любимый, как же я могу идти с тобой?.. – тихо прошептала Эсклармонд. – Ты иди! Обещай, что спасёшь его. Обещай мне, пожалуйста! Я тебя буду любить и там... И сына.
Эсклармонд разрыдалась... Она так хотела выглядеть мужественной и сильной!.. Но хрупкое и ласковое женское сердце её подвело... Она не хотела, чтобы они уходили!.. Она даже не успела узнать своего маленького Видомира! Это было намного больнее, чем она наивно предполагала. Это была боль, от которой не находилось спасения. Ей было так нечеловечески больно!!!
Наконец, в последний раз поцеловав своего маленького сынишку, она отпустила их в неизвестность... Они уходили, чтобы выжить. А она оставалась, чтобы умереть... Мир был холодным и несправедливым. И не оставалось в нём места даже для Любви...

На фотографии, взятой в http://catfeod.livejournal.com/78392.html, Башня Балдуина (после реставрации), охраняла южные ворота в крепость. По легенде, болгарский царь Калоян заключил в ней Балдуина I, графа Фландрии (1171-1205), принимавшего участие в IV крестовом походе и избранного императором Латинской империи.

Под властью Восточной Римской империи

Период порабощения Византией – это тяжёлое время для болгарского народа. Византия была в это время слаба, и не могла защитить население ни от набегов печенегов, ни от походов крестоносцев в конце XI и XII веках.

После захвата Болгарии Византией город Средница стал называться Триадица, что в переводе означает «среди гор». И только после освобождения Болгарии от византийской зависимости в 1185 году город получает имя София. Название города связывают с древней церковью «Святой Софии», которая и сейчас стоит неподалёку от Собора «Святого Александра Невского». Но столицей Второго Болгарского царства после освобождения стала не София, а город Велико-Тырново.

В 1054 г. произошёл раскол единой христианской церкви на католицизм и православие.

Второе Болгарское царство

Болгары неоднократно поднимали восстания против Византии - восстание Петра Деляна в 1040-41, Константина Бодина в 1072 году, –но все они были подавлены. И только восстание братьев Петра, Ивана Асеня и Калояна восстановило Болгарскую государственность Это случилось приблизительно в 1185 года.

Братья Иван Асень I и Петр IV были соправителями. Военные действия в основном велись под руководством Ивана Асеня I, который показал себя блестящим полководцем, легко захватывая области и города. Вновь возрождённое болгарское государство быстро набрало военную мощь. Братья Иван и Петр предлагали даже помощь войскам III Крестового похода для безопасного прохождения византийских территорий. После гибели обоих братьев престол занял их младший брат - Калоян.

Калоян показал себя блестящим правителем, его способности и талант ничуть не уступали его старшим братьям. В годы его правления болгарские войска не знали поражений, на поле боя он всегда встречался с победой. Самым знаменательным его сражением стала Битва под Адрианополем (1205), где его войска разгромили армию IV Крестового похода и в результате, которого попал в плен император недавно созданной Латинской империи Балдуин.

После смерти Калояна на престол вступает царь Борил. После его вступления на престол он начинает гонения на Асеней. Возможным претендентам на престол приходится спасаться бегством - среди них и будущий царь Иван Асень II, сын Ивана Асеня I. Он убегает сначала к половцам, а потом в Галицко-Волынское княжество. Правление Борила характеризировалось полной дестабилизацией страны. Ряд феодалов объявили о своей независимости и Борил растерял множество территорий, отвоёванных братьями из династии Асень. Борил был свергнут с престола в 1218 году, законным наследником царства - Иваном Асенем II.

В правление Ивана II (1218-1241 годы) второе царство достигло наивысшего могущества. Заключая династические браки и постоянно ведя войны с крестоносцами, венграми и греками, царь Иван расширил своё государство, захватив Македонию, Албанию и Южную Сербию. К концу правления он контролировал практически весь Балканский полуостров.

После смерти Ивана Асеня II вплоть до падения Болгарии под османское владычество Болгарское царство постепенно ослабевает. В 1242 году Болгария подвергается нашествию войск Золотой орды хана Батыя и вынуждена платить дань Орде. Под давлением соседей Болгария теряет земли. Византия отвоёвывает Македонию и Северную Фракию, венгры - Белград. Постепенно отделяется Валахия и титул правителей Второго Болгарского царства сокращается с «царя Валах и Болгар» до «царя Болгар».

К концу XIII века в результате войн и внутренних смут Болгария ослабла настолько, что в 1299 году сын золотоордынского хана Ногая - Чака становится ненадолго царём Болгарии. Хан Золотой Орды Токту, занявший место Ногая, через год с войсками вновь вторгается в Болгарию, желая занять трон царя Болгар вместо Чака. Болгарский народ восстал под руководством Святослава, сына свергнутого болгарского царя Георгия I, Чака был убит, и его голову отправили хану Токту. В качестве благодарности татары навсегда перестали совершать набеги на Болгарию, и дань была снята.

Болгария при Иване Александре стремительно оправлялась от иностранного вторжения и гражданской войны. Последующий период был Золотым Веком для средневековой болгарской культуры.

В XIV в. у Болгарии появляется грозный и опасный сосед на юге- Османские турки, захватившие византийские владения в Малой Азии. Уже в 20-е гг. XIV в. они стали совершать опустошительные набеги на балканский полуостров, а в 1352 г. овладели первой крепостью на Балкананх - Цимпе. Попытки образовать союз для совместной борьбы с турками не увенчались успехом.

После смерти Ивана Александра (1371), которому удавалось поддерживать мирные отношения с турками, началось завоевание ими Второго Болгарского царства.

В 1371 г. на р. Марице при Черномене турки нанесли поражение войскам македонских правителей, братьев Вукашина и Углеши. Путь в Македонию, Сербию и западные болгарские земли оказался открытым. Царь Болгарии Иван Шишман вынужден был признать себя вассалом султана Мурада и даже отдать ему свою сестру Тамару в султанский гарем. Под власть турок попали болгарские земли к югу от Балканских гор, началось османское наступление на другие болгарские области. В 1385 г. пал Средец (София). Султан Мурад решил вначале разделаться с Сербией, но в битве с сербами на Косовом поле он погиб (1389).

Натиск на Болгарию продолжил султан Баязид I. Летом 1393 г. пала столица Болгарии Тырново. Последний патриарх средневековой Болгарии Евфимий Тырновский был отправлен в ссылку. Болгарский царь Иван Шишман находился в это время в г. Никополе, где его схватили и обезглавили (1395). Оказалась под властью турок и Добруджа. В 1396 г. пало Видинское царство, и Болгария перестала существовать как самостоятельное государство на долгие пять веков.

Продолжение следует.

Второе Болгарское царство или Тырновское царство (болг. Второ българско царство ) - средневековое болгарское государство, существовавшее с 1185 по 1396 год.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Все трое братьев показали себя талантливыми правителями и погибли в результате заговоров, только смерть царя Калояна оспаривается некоторыми историками, так как по разным историческим источникам он погиб в результате переворота или из-за недолгой болезни.

    После смерти Калояна на престол вступает царь Борил . Историки предполагают, что он был из организаторов заговора против Калояна. После своего вступления на престол он начинает гонения на Асеней . Возможным претендентам на престол приходится спасаться бегством - среди них и будущий царь Иван Асень II , сын Ивана Асеня I . Он убегает сначала к половцам, а потом в Галицко-Волынское княжество . Правление Борила характеризировалось полной дестабилизацией страны. Ряд феодалов объявили о своей независимости и Борил растерял множество территорий, отвоеванных братьями из династии Асень . В итоге он был свергнут с престола в 1218 году, законным наследником царства - Иваном Асенем II .

    В правление Ивана II Асеня (1218-1241 годы) второе царство достигло наивысшего могущества. Заключая династические браки и постоянно ведя войны с крестоносцами, венграми и греками, царь Иван расширил своё государство, захватив Македонию, Албанию и Южную Сербию. К концу правления он контролировал практически весь Балканский полуостров.

    Монгольское вторжение

    После смерти Ивана Асеня II страной долгое время управляли слабые правители. В результате она потеряла своё влияние на Балканском полуострове. В 1242 году Болгария подвергается монгольскому нашествию и вынуждена платить дань Орде . Под давлением соседей Болгария теряет земли. Византия отвоёвывает Македонию и Северную Фракию, венгры - Белград. Постепенно отделяется Валахия и титул правителей Второго Болгарского царства сокращаются с «царя Валах и Болгар» до «царя Болгар».

    Более того, ряд вельмож объявило о независимости своих владений. Так в 1261 году образовался Видинский деспотат , который был полностью независимым при первых деспотах Якове Святославе и Шишмане . Более того, они оспаривали царский титул правителей Болгарии. К концу XIII века в результате войн и внутренних смут Болгария ослабла настолько, что в 1299 году сын хана Ногая - Чака - ненадолго становится её царем. Однако хан Токту, занявший место Ногая, через год с войсками вторгся в Болгарию. В результате восстания под руководством Святослава (сына свергнутого царя Георгия I) Чака был убит, а его голову отправили хану Токту. В качестве благодарности татары навсегда перестали совершать набеги в болгарские территории и дань была снята.

    Благодаря своему расположению, Видинское царство было защищено от нападений турок. Однако, это продолжалось недолго. В 1396 году , вскоре после падения Тырновского царства, турки положили конец независимости Видина. Иван Срацимир был арестован за неповиновения султану (он пропустил венгерские войска через свою территорию) и его дальнейшая судьба неизвестна.

    На территорию Болгарии половцы начали активно проникать в начале XII века, когда болгарские земли находились под властью Византии . Переходя через Дунай, половцы оседали на пастбищах в низовьях Дуная, на северо-востоке Болгарии и в Добрудже . Первое вторжение половцев на земли Византийской империи датируется 1078 годом . В большом количестве половецкие орды появились в связи с печенежско-византийской войной конца 1080-х - начала 1090-х годов, в которой половцы выступили в качестве союзников на стороне Византии . В 1186 году братья-боляре (куманы ) Фёдор и Асень при поддержке куманских войск подняли антивизантийское восстание в Северо-Восточной Болгарии . В результате восстания было восстановлено Болгарское государство (Второе Болгарское царство) , Асень был провозглашён царём Болгарии. С тех пор куманы-половцы стали играть важную роль в жизни Болгарского государства. Во время царствования Калояна , женатого на дочери куманского хана , болгарская и куманская знать устроила заговор, в результате которого Калоян был убит. Новым царём Болгарии стал куманский феодал Борил . При его преемнике - Иване Асене II (правл. 1218-1241) усилился приток половцев, из Венгрии и особенно от монголов . Находки каменных статуй на северо-востоке Болгарии, относящиеся к XIII веку, свидетельствуют о том, что половцы прибывали в Болгарию не только с запада, но и с востока . Как и в Венгрии, в Болгарии половцы становились христианами . В 1280 году царём Болгарии стал выходец из половецкого племени тортоба Георгий Тертер - основатель династии Тертеров. Куманская знать быстрее кочевых куманов сливалась с болгарами. В XIV веке до турецкого завоевания в степях Добруджи существовало Добруджанское княжество , основанное куманом Баликом .

    Культура

    Во Втором Болгарском царстве продолжилось развитие культурных традиций Первого царства . В этот период в Болгарии сложились собственные школы живописи, в том числе тырновская, охридская, софийская, несебрская. Всемирную славу приобрела икона Богородицы Элеусы, написанная в Несебре в XIV веке. Расцвет переживала живопись и иконопись. Знамениты росписи Погановского монастыря, церкви св. Георгий в Софии, скальной церкви в Иванове, Хрельовой башни в Рильском монастыре. Богатая книжная миниатюра получила наибольшее развитие в евангелиях, псалтырях и переводных хрониках, созданных для Ивана Александра. Литература Второго Болгарского царства, достигшая наивысшего подъёма в середине и второй половине XIV века, развивалась преимущественно как богослужебная, переводная с греческого языка. Оригинальным памятником литературы является «Синодик царя Борила ». Патриархом Евфимием Тырновским были написаны похвальные слова и жития Ивана Рильского , Петки Тырновской, Илариона Могленского. Евфимием была осуществлена реформа болгарского литературного языка, переводы с греческого приблизились к текстам Кирилла и Мефодия. Эта реформа повлияла на письменность в Сербии и Руси. Косвенные данные свидетельствуют и о ведении летописей. В монастырях Афона и Константинополя болгары взаимодействовали с книжниками из Византии, Руси и Сербии. В районах Македонии, потерянных Болгарией ещё в 1240-х годах, и подчинявшихся Охридской архиепископии с его греческим духовенством, славянская письменность переживала упадок. Народным фольклором были созданы легенды и предания о героях-защитников от внешних врагов и борцов за свободу .

    Архитектура

    Крепостная и дворцовая архитектура

    В отличие от крепостей Первого царства новые крепости возводились на высоких холмах, защищённых скалами и реками. Они состояли из каменных стен, которые подчинялись природному ландшафту. Стены имели цилиндрические, многогранные или четырёхгранные башни. Доступные места укреплялись глубоким рвом. Однако уровень строительной техники стал более низким: стены строились в основном из ломаного камня на белом растворе низкого качества; для выравнивания рядов из камня монтировали деревянные балки. Города этого периода состояли из крепости и построек горожан у её подножия. Так были устроены столица Тырнов , города Ловеч , Червен и другие. Царский дворец в Тырнове, построенный на холме, состоял жилых помещений, церкви и тронного зала. Зал в более поздний период представлял собой трёхнефную базилику размером 32×19 м с богато украшенным интерьером. Дворцовая церковь внутри была украшена мрамором и мозаикой, а снаружи - керамическим декором . Царские дворцы и дома знати сохранились в вид остатков на холмах в Тырново Царевце и Трапезице, а также в Варне, Червене и Мелнике. Крепости возводились в Тырнове, Никополе, Варне, Видине, Софии .

    Культовая архитектура

    Для этого периода истории были характерны храмы с крестово-купольным строением, вытеснившие более древнюю базилику . Сохранились церкви Сорока мучеников , св. Димитрия в Тырнове, Погановский монастырь в Охриде, епископская церковь в Червене, скальная церковь у села Иваново . Церковное строительство особенно активно велось в столице Тырнове и важном морском порту Месемврии . С XI по XIV века здесь было построено большое количество церквей, отличающихся друг от друга по архитектурным типам. Все церкви, строившиеся в этот период в Болгарии, отличались относительно небольшими размерами и архитектурным разнообразием . Церкви периода феодальной раздробленности XIII-XIV веков в большом количестве крестовокупольные либо однонефные небольших размеров. Их архитектурная выразительность достигалась за счёт наружного декора, а не объёма построек. Живопись этого периода почти целиком покрывала стены, купола и своды церквей. При строительстве храмов в Тырнове, Месемврии и Македонии применялась смешанная кладка явно декоративного характера из рядов тёсаного камня и кирпича, чередующихся друг с другом. Декор фасадов усиливали ряды керамических розеток , которые обрамляли архивольты глухих арок и окон. Декор интерьера дополняли колонны из мрамора, порфира или серпентина . Плиты из мрамора чаще всего привносились из античных или византийских построек. Монастыри эпохи Второго (как и Первого) Болгарского царства как целостные архитектурные комплексы не сохранились .

    Четырёхстолпные церкви устраивались с предапсидным пространством (константинопольский вариант); с удлинённой восточной частью планового креста без предапсидного пространства (Тырново, Месемврия); с равномерными частями планового креста и без притвора (в провинции). В Велико-Тырнове сохранилась четырёхстолпная церковь Петра и Павла, в Месемврии - две таких церкви: Вседержителя и Ивана Алитургитоса , принадлежащие месемврийской архитектурной школе. Церковь Вседержителя построена из чередующихся друг с другом рядами из камня и кирпичей . Сохранилось три трёхконховые купольные церкви - в Архангельском, Ореховском и Погановском монастырях. Такого же типа была церковь Рильского монастыря , построенная в 1330-х годах. Бесстолпные купольные церкви с квадратным планом представляют собой маленькие строения, как правило без притвора. Таковы старая часть Боянской церкви , церковь святого Николая в Сапарева-Бане , церковь святого Феодора близ Бобошева . Однонефные церкви с куполом появились в Болгарии в период византийского владычества. Самый древний храм этого типа - Асенова церковь XII века. В Несебре к этому типу относится церковь архангелов Михаила и Гавриила , по своей конструкции напоминающая Асенову церковь. Скромные однонефные сводчатые церкви возводились ещё во времена Первого Болгарского царства. Их продолжали строить в маленьких и бедных селениях и монастырях. Вариант этих церквей с более богатым внешним видом возводили в Тырнове и Месемврии (например, церковь Параскевы) .

    После смерти Ивана Асеня II Болгария пережила нашествие татар, возвращавшихся из венгерского похода. Страна была вынуждена платить кочевникам дань. Болгарская гегемония на Балканах завершилась.

    После смерти Ивана Асеня П в Болгарии начались длительные междоусобные войны. Болгарский престол занял македонский феодал Константин Тих. Стремясь узаконить свои права на царство, он женился на внучке Асеня II и стал именоваться Константином Асенем. Впервые в истории болгарского государства был нарушен принцип наследственности власти (от отца к сыну; от брата к брату, т.е., в пределах правящей династии). Воцарился феодал, победивший в междоусобной борьбе. Что свидетельствовало о слабости государственной власти.

    Восстание Ивайлы. Феодальные смуты конца XIII в. В 1277 г. в северо-восточной Болгарии в Добрудже вспыхнуло самое крупное в истории Болгарии антифеодальное восстание. Во главе восставших стоял свинопас Ивайло. К причинам восстания следует отнести: феодальный гнет; постоянные неудачные, подрывающие экономику войны; феодальные смуты, разорявшие страну; грабительские вторжения монголов; недовольство правлением царя Константина Тиха. В ряды восставших вступали не только крестьяне, но и мелкие феодалы. Ивайло разбил и выгнал за Дунай монголов, чем обеспечил себе огромную популярность среди народа. Константин Тих предпринял поход против Ивайлы, но его войско было разгромлено, а он убит. Побежденные воины вступили в ряды повстанцев, которые стали хозяевами страны. Весной 1278 г. они осадили город Тырново, и царица Мария, чтобы сохранить за собой корону, была вынуждена согласиться на брак с Ивайло. Так свинопас Ивайло был провозглашен болгарским царем. В истории Европы произошел исключительный случай: вождь восставших крестьян стал правителем страны.

    Постепенно восстание стало утихать. Борьба с Византией, не желавшей признавать крестьянского царя и стремившаяся утвердить на престоле своего ставленника, истощила силы войска Ивайлы. В то время, когда он находился на дунайской границе, в город Тырново вошли византийские войска и возвели на царский трон - Ивана III Асеня (1279).

    Борьбу с Ивайло и византийцами возглавил боярин Георгий Тертер, вокруг которого сплотились феодалы. Ивайло обратился за помощью к темнику Золотой Орды в Причерноморье Ногаю. В монгольской ставке он был предательски убит. В 1280 г. болгарские феодалы подавили последние очаги восстания и изгнали византийцев из страны.

    После этих событий болгарским царем стал Георгий I Тертер (1280-1292), которому не удалось добиться стабилизации в стране. В результате междоусобиц болгарский престол занял Феодор Святослав сын Тертера.

    Болгария в XIV в. Феодор Святослав (1300-1321) несколько укрепил центральную власть в Болгарии, хотя и он не смог уничтожить феодальные распри в стране. Феодору Святославу наследовал его сын Георгий Тертер II (1321-1323). Весной 1323 г. болгарские феодалы избрали царем Михаила, сына боярина Шишмана, правителя области Видин.

    Михаил Шишман (1323-1330) предпринял поход на Византию с целью отвоевать южно-болгарские земли. В 1324 г. он вернул некоторые причерноморские города (Ямбол, Ктению, Несебр и др.) и опустошил византийскую Фракию, однако полностью изгнать византийцев из болгарских земель ему не удалось.

    В связи с усилением Сербии в 20-х гг. XIV в. был образован антисербский болгаро-византийский союз. Весной 1330 г. сербы разбили болгар при городе Вельбужде. Византийцы не сумели помочь своим союзникам. Раненый Михаил Шишман попал к сербам в плен, где и умер. Сербские войска подошли к городу Тырново. Недавняя союзница Византия, воспользовалась разгромом Болгарии, захватила ее южную часть.

    Новый царь Иван Александр (1331-1371). боролся с междоусобицами и вел активную борьбу против Византии. В 40-х гг. XIV в. болгарское царство распалось на самостоятельные уделы. Черноморское побережье от устья Дуная до Варны стало самостоятельным владением (Добруджанское княжество), в котором правил деспот Балик (1346-1360), а затем его брат Добротич, по имени которого область впоследствии стали называть Добруджей. Сам Иван Александр в 1363 г. раздробил свои владения на две части, выделив старшему сыну Ивану Страцимиру область Видин. Другого сына, Ивана Шишмана, он сделал своим соправителем. Каждое из трех царств делилось на множество мелких феодальных владений. В таком невыгодном положении Болгария встретила турецкую агрессию.

    Завоевание Болгарии турками. В 30-х гг. XIV в. Византийская империя стала привлекать для походов против балканских стран малоазиатский народ - турок-османов. Такая политика способствовала появлению последних на Балканском полуострове. До середины XIV в. османы предпринимали только грабительские походы в Европу либо воевали в составе византийских войск.

    В 1352 г. турецкий султан Сулейман захватил византийский город Цимпе на европейском берегу пролива Дарданеллы. С этого события начались завоевания турок в Европе. Балканские страны совместно с Византией пытались выбросить турок из региона, но дальше попыток дело не пошло. Борьбу Болгарии с турками осложняла двойственная позиция Византии, которая выступала против турок, но одновременно содействовала укреплению сепаратного Добруджанского княжества во главе с Баликом и его преемниками, разобщая тем самым болгар перед османской угрозой.

    В период правления последнего болгарского царя Ивана Шишмана (1371-1393) единой Болгарии уже не существовало. Видинское царство и Добруджанское княжество проводили самостоятельную политику. В 1382 г. турки захватили город Софию, в 1393 г. пала столица Второго Болгарского царства город Тырново. Вскоре Иван Шишман попал в плен к туркам и был казнен, а в 1396 г. османы взяли последний и независимый болгарский город - Видин. На пять столетий Болгария оказалась под османским игом.