Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, (Кульберг Алексей Сергеевич) родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве. Выпускник Московского авиационного института, в 2014 году защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии, решением Священного Синода от 15 июля 2016 года избран викарием Екатеринбургской епархии с титулом Среднеуральский.
Александра Грипас
Владыка Евгений любезно согласился рассказать о том, как достойно пройти великопостный путь.
– Владыка Евгений, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, как правильно и с пользой провести Великий пост, чтобы достойно встретить Пасху?
– Любое правило надо рассматривать применительно к конкретному человеку. Как готовятся к Крещению? Как готовятся к Исповеди? Как готовятся к Причастию? Есть общие правила. Так и у поста – есть общие правила. Мы знаем, что мясо не вкушаем, молоко не пьем, книги полезные читаем, ходим в храм.
Применяя это индивидуально к конкретному человеку, надо смотреть, какой у него опыт. Это первый в его жизни пост или не первый? Какие подвиги он брал на себя в предыдущие годы? Какие книги он читал ранее? Какой у него опыт Исповеди? Какой опыт семейной жизни: он семейный человек или не семейный? Это монах или мирской человек?
В рамках известных правил надо посмотреть, что было год назад, какой есть опыт прохождения поста (если он был), и попытаться каждый год подниматься на ступенечку выше по лестнице добродетелей: прочитать то, чего не читал, побывать на тех службах, на которых не бывал; на которых бывал – попытаться открыть их смысл и чтоб этим смыслом сердце наполнилось. В любом случае, жизнь христианина – это всегда восхождение, любой пост – это особо высокая ступенечка в восхождении. Нужно расти. Христианин должен вырасти за время поста. А в подробностях всегда очень помогает духовник.
– Если человек не имеет никакого опыта – он недавно пришел к вере, впервые соблюдает Великий пост. Что посоветуете?
– Посоветую посмотреть на себя со стороны. Вот, я не буду кушать мясо. Вот, я буду в первую неделю Великого поста приходить на вечернюю службу. Вот, я буду это делать и обязательно смотреть на себя со стороны: а что со мной происходит? Не в плане изменения веса, а в плане того, как душа и сердце отвечает на то, что я делаю.
Конечно, если человек первый раз начинает поститься, необходимо сделать упор на самом главном – подготовиться очень серьезно и внимательно к Исповеди, покаянию. Обязательно прочитать книгу Бытия и книгу Исход, Великий покаянный канон Андрея Критского с пояснениями, потому что очень много имен и событий, которые на Великом каноне читаются, если этих пояснений не услышать, то ничего не поймешь – он может стать просто сотрясением воздуха.
Поузнавать об особенностях, устроении великопостного пути. Познакомиться заранее с теми героями, которые Великим постом встанут на нашем пути, как помощники – святой Григорий Палама, святой Иоанн Лествичник, Мария Египетская – почитать их жития. Это все равно, как мы приходим в первый раз в гости к хорошим интересным людям в дом, посмотреть, что они читают, о чем они думают, что они кушают. Так же «познакомиться» с Великим постом: о чем думают святые, попытаться с ними поговорить на языке святых, чтобы за время первого поста полюбить, насколько это возможно, постное житие и ждать следующего Великого поста уже с жаждой, с трепетом.
– Бывают ситуации, когда кто-то хочет по всей строгости соблюдать пост и в еде, и в молитве, ограничивает себя в чтении художественной литературы, отказывается от гостей и театров… Тогда нередко знакомые начинают советовать: не стоит так усиленно поститься, ты же работаешь, ты же не монах. Что вы скажите о таком рвении?
– Конечно, мы живем в обществе, мы не можем быть эгоистами. Если нам очень хочется соблюдать пост – мы стараемся. Это замечательно. Но если наш пост становится тягостным для окружающих, мы должны к этому внимательно отнестись.
Если окружающие требуют, чтобы мы ходили на дискотеки, ночные клубы и проводили время праздно, то таким времяпровождением можно и нужно пожертвовать. А если наши дети, родители, родные люди нуждаются в общении с нами, а мы этого не делаем, говоря, что «пост идет», то это неправильно.
Когда начинается Великий пост, то в Церкви очень четко звучит во время богослужения свидетельство о том, что пост – это не только воздержание от еды и питья, удовольствий, но это воздержание от пустых разговоров, от пустого времяпровождения. А если разговоры с людьми не пустые, если они являются необходимостью, поддержкой другому человеку, то такое общение не является нарушением поста. Оно является испытанием нас на мудрость и на зрелость.
То есть в любой ситуации нельзя действовать по штампу: «с людьми не разговариваю, никуда не хожу» – это неправильно. Вспомним притчу про доброго самарянина: когда одни увидели измученного, умирающего человека, они считали, что соблюдают пост, им нельзя прикасаться к умирающему, нельзя прикасаться к крови – они благочестивы, они идут в храм. Прошли мимо. И Господь таких «богомольцев и постников» не принял, Он показал их образ действия как богопротивный. А самарянин, который тоже, может быть, шел в храм помолиться, но увидев страдания человека, протянул ему руку помощи. И это было принято как благо. Это – образ Самого Христа. И в этом делании надо подражать Христу.
– Какими могут быть «степени поста»? Как относиться к словам святителя Иоанна Златоуста о том, что если постный стол выходит дороже, чем непостный, то надо выбрать непостный, а разницу отдать бедным.
– По нашему времени можно все сделать дорого и все сделать недорого. Действительно, можно сделать очень дорогой постный стол, очень изысканный, который будет гораздо дороже, чем отварные сосиски, и им так насладиться, что он как бы постом и не будет. А можно пофантазировать, внимательно отнестись к своему опыту и попытаться из простых продуктов приготовить простые недорогие блюда.
В Екатеринбурге проходит фестиваль постной кухни. В этом году он прошел 1 апреля. На нем была предоставлена возможность приготовить полноценный обед для семьи из пяти человек за 500 рублей. Это дорого или недорого? Для нашего времени это достаточно нормально. Постный, полноценный, интересный обед за 500 руб. Хотя, если приложить фантазию, можно приготовить и за 300 руб. Как сказал один подвижник, «от хлеба и воды еще никто не умирал».
Если кому-то хочется, чтобы это было и постненькое, и вкусненькое, и изысканное – это уже называется чревоугодием, чревобесием и иными церковнославянскими глаголами, которые говорят о том, что «не тем занимаемся».
«Чтобы не случилась к середине поста госпитализация»
Очень важно человеку, когда он начинает поститься, соотнести свое состояние здоровья с предстоящим путем. И если доктор сказал, что тебе нужно обязательно кушать творог, то значит надо подойти к священнику, поговорить с ним, испросить благословения и с сокрушением сердца кушать творог Великим постом. Не йогурт со взбитыми сливками, а простой коровий творог.
Если врач говорит о том, что тебе необходимо вкушать какую-то особую белковую или сбалансированную пищу, нужно вкушать, чтобы не случилась к середине поста… госпитализация. Все нужно делать разумно, желательно советуясь с умными людьми.
– Владыко, сейчас очень распространена привычка приводить цитаты святых угодников и использовать это как некое прикрытие, чтобы себя от чего-то не очень удобного избавить. Например, цитируется довольно известное высказывание Филарета Московского «Все ешь, людей не ешь», и многие считают это руководством к действию…
– По опыту, если с таким лукавством подходить к толкованию слов, то людей все равно ешь. Потому что нет мирного духа, и человек думает: вот сейчас наемся и буду спокойным. А Бог не дает мирного духа, потому что когда ты подходил к еде, ты лукавил.
В Патерике рассказывается, как монах-постник пришел в незнакомый дом, ему поставили мясо, и он стал его кушать. Его спросили: «Почему ты ешь мясо?». А он удивился в ответ: «А что, это мясо?». Тут дело не в лукавстве, а в простоте: что дали, то он, как из рук Божиих, принял и стал вкушать. Бог дал ему благословение и не поставил ему в грех.
– Пост в еде – опора для поста духовного. Тем не менее, немало споров и разговоров именно еда вызывает. Например, некоторые говорят, что нельзя есть красные помидоры из-за цвета, нельзя есть киви – они «мохнатые», нельзя есть соевое мясо или соевое молоко. Это правильный подход?
– Кто чего ищет, тот это и находит. Если человек ищет ограничить свою страсть чревоугодия постом, смирить себя, то он будет искать, как себя действительно смирить, как покушать простую пищу и вообще не придавать этому большого значения. Если у человека цель соблюсти все правила, которые он где-то когда-то прочитал: не кушать круглого, квадратного, то…
В Соловецком монастыре издревле Великим постом кушали рыбу. Не потому, что там жили люди, которые чревоугодничали, а потому, что кроме рыбы там «ничего не растет». Если они не будут есть рыбу, им не пережить Великий пост, потому что очень суровый климат и очень скудная еда.
В греческих монастырях рыбу не кушают, но зато там употребляют морепродукты, потому что рядом море, которое изобилует ими, и такой климат, что такая пища является необходимой для питания. Греки кушают ее один раз в день и немного. Они очень во многом себя смиряют.
– А морепродукты – креветки, мидии – это деликатес, праздничная еда или белковая поддержка в пост?
– На Средиземноморье морепродукты являются примерно тем, что для нас картошка, капуста, т.е. это подножный корм, который и как еду-то не воспринимают, она практически ничего не стоит. А у нас для того, чтобы купить эти продукты, надо потратить серьезную сумму. Каждый имеет возможность оценить, что ему купить – 5 кг картошки или 200 гр. креветок. Картошку можно отварить и пожарить, сделать из нее драники, пюре или зразы и напитать себя и всю семью. Что до креветок – если 30 лет назад было трудно найти кальмары, мидии и креветки, сейчас они есть в достаточном количестве. Считаю, что это не является перегибом в наше время – можно их кушать и думать о горнем, а не о животе.
– Как совместить светскую работу, учебу и Великий пост?
– А как совместить жизнь и Великий пост? Великий пост – это помощь для светской работы, помощь для учебы и помощь для общения с окружающими людьми. Великий пост – это то, что помогает нам нормализовать учебу, работу и общение с ближними своими.
Если мы не соблюдали Великий пост и не тренировались себя смирять, как мы потом пойдем на Страшный Суд, как будем отвечать за свою жизнь? Это гораздо труднее, чем отвечать на экзаменах или выполнять какую-то светскую работу. Нужно рисковать, нужно попробовать. Есть поговорка «волков бояться – в лес не ходить». Надо не бояться и спокойно входить в Великий пост.
– А как вводить в Великий пост детей?
– Детей надо вводить очень аккуратно, не нужно над детьми издеваться: заставлять их не есть, не пить – сверх меры поститься.
Мы все помним житие преподобного Сергия Радонежского, который с младенчества не вкушал молока, но это особый дар Божий. И пытаться сделать из своих детей преподобных Сергиев – я говорю не теоретически, а исходя из опыта – это очень непростое занятие.
Потому что порой у детей в таких семьях возникает не любовь к посту, не любовь к православному образу жизни, а наоборот, отторжение – дети не хотят так поститься, не хотят смиряться.
«Если родители с любовью приходят в церковь, с любовью соблюдают Великий пост, то эта любовь передастся детям»
Здесь нужна постепенность. Дети, как правило, любят то, что любят их родители: если родители любят смотреть телевизор, то дети любят смотреть телевизор. Если родители любят читать книги, то эта любовь передается детям, и они тоже любят читать книги. Если родители с любовью приходят в церковь, с любовью они соблюдают Великий пост, то эта любовь передастся детям. Если же это внешняя формальность, а внутри царят раздражение, обида, гнев, раскаленность в отношениях, то, конечно, это передастся детям.
Если при этом еще детей заставляют кушать невкусную еду, то – бедные дети – мы вырастим просто нервных, испорченных людей.
– Как же поступать?
– А как делать по-хорошему, по-правильному? Каждый родитель, папы и мамы, если они любят своих детей – найдут ту форму, ту меру. Для ребенка пост состоит в том, что ему даются простые несложные задания. Например, во время вечерней молитвы, когда папа и мама молятся, приглашается ребенок и все вместе совершают земные поклоны. Потом ребенок отпускается, а мама с папой продолжают молиться. Ребенок знает, что он причастен к какому-то очень серьезному делу.
Когда дело доходит до вечернего времяпровождения, то ради поста откладываются просмотры мультфильмов или каких-то развлекательных передач, но родители с любовью проводят время, читают интересную для ребенка книгу вместе, дают интересные поучения, заполняют вечернее время добрым общением.
Родители с детьми вместе готовятся к походу в храм: если это девочка – подбирают особую «постную» одежду, вовлекают как в игру, чтобы ребенок сам интеллектуально развивался, думал о том, что надеть, старался сделать аккуратной эту одежду. Если это мальчик – его соответствующим образом тоже необходимо подготовить.
Надо сделать, чтобы каждый шаг в церкви был интересен и ребенок был сопричастен к этой интересной жизни не внешне, а внутренне. Не так, чтобы «это нельзя, то нельзя и вообще – жить нельзя». Другой подход нужен: мы приносим жертву Богу, в этот период мы живем немножечко по-другому, и «давай это будем делать вместе». «Это интересно, и мы расскажем тебе, как». Чтобы ребенок полюбил вместе с родителями входить в Великий пост.
После этого должна быть такая же яркая Пасха, чтобы ребенок ждал ее. Читайте «Лето Господне» Ивана Шмелева – там очень интересный рассказ о том, как ребенок воспринимает Великий пост.
– Что еще посоветуете из литературы почитать детям в Великий пост?
– Дети – это очень широкая категория – от 2-х до 16-ти лет. И у каждого возраста свое чтение. Нужно посетить православный книжный магазин, можно посетить православную библиотеку – пройтись и подобрать, что сердце подскажет, чтобы хорошо почитать вместе с детьми Великим постом. Есть прекрасные рассказы Лидии Чарской, есть замечательные Шмелев и Лесков, у нас есть издательство «Никея», которое издает огромный пласт литературы. У нас есть прекрасная Клавдия Лукашевич и белорусские издательства, которые издают чудную детскую литературу.
Потрудитесь посвятить время этим книгам, подобрать те, которые подходят конкретно вашим детям по возрасту. Но что самое главное, существенное – вы можете читать хоть «Войну и мир», если ребенок соответствует по возрасту, но делать это надо вместе и обязательно обсуждать прочитанное. Лучше прочитать немного и обсудить, вместо того чтобы утомить ребенка каким-то продолжительным чтением, которого он совершенно не понял, и оставить его один на один с непрочувствованными, неосознанными страницами.
Вконтакте
- Опубликовано в №130 от 20.07.2016. Полная версия
В конце минувшей недели первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии Алексий Кульберг был пострижен в монахи и получил имя Евгений. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл его в сан архимандрита. Таким образом, Кульберг, наречённый епископом Среднеуральским, стал вторым человеком Екатеринбургской епархии после митрополита Кирилла.
Как сообщили нашему изданию в Екатеринбургской епархии, Кульберг стал так называемым викарным архиереем, то есть самостоятельной властью он не обладает, а находится в подчинении правящего архиерея Екатеринбургской епархии Кирилла, проще говоря, является его заместителем.
Титул «Среднеуральский» не означает, что отец Евгений (Кульберг) будет жить и служить в Среднеуральске. Титул даётся по названию одного из городов епархии. Само таинство посвящения в епископы состоится чуть позже, - сказал пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Евгений Камышин.
«ОГ» связалась с новым архимандритом и попросила ответить на несколько вопросов.
- Почему при обряде пострига вы выбрали имя Евгений?
В честь врача Евгения Сергеевича Боткина, который сопровождал царскую семью в Екатеринбурге. Он был прославлен в лике святых и стал особым покровителем для нашего города.
- Вы стали епископом в достаточно молодом возрасте (Евгению Кульбергу - 43 года. - Прим. «ОГ»). Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать епископ в наше время?
Он должен чтить Святую Троицу и не растерять учение и традиции, донесённые до нас архиереями старшего поколения.
- Позволяет ли сан епископа иметь семью?
У епископа не должно быть супруги. Однако и женатый человек может стать епископом, если и он, и супруга примут монашество. Передо мной не стоял этот вопрос, поскольку у меня нет супруги.
- Уже ходят слухи, что митрополит Кирилл готовит вас себе на смену…
Никаких оснований для таких слухов нет. К тому же, решение принимает не митрополит, а Патриарх и Священный Синод, исходя из того, что они считают полезным.
Епископ Евге́ний (в миру Алексе́й Сергее́вич Ку́льберг ; род. 25 сентября , Москва) - архиерей Русской православной церкви, епископ Среднеуральский , викарий Екатеринбургской епархии .
Биография
Родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве .
В 1989 году окончил 10 классов Мещеринской средней школы в Ступинском районе Московской области. Поступил в РадиоВТУЗ Московского авиационного института .
В 1990-2004 годах работал по специальности инженер -системотехник в в городе Москве .
В 1992 вместе со своим старшим братом Николаем становится прихожанином Храма святителя Николая в Пыжах , настоятелем которого был известный московский священник Александр Шаргунов . С тех пор братья активно участвовали в реализации его многочисленных общественно-политических проектах . С 1993 года Алексей алтарничал в этом храме .
15 марта 2004 года был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в сан диакона в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии .
12 июля того же года был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии .
22 ноября 2004 года назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Великое Ярославской епархии . Начал службы в полуразрушенном храме; занялся вместе с местными жителями реставрацией Кремля; инициировал выпуск православной газеты; создал Центр детского творчества. Активно участвовал в подготовке официальных торжеств, посвящённых Полтавской битве .
23 апреля 2007 года одновременно назначен духовником Ярославской Губернской гимназии имени свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела образования и катехизации Ярославской епархии .
12 ноября 2012 года освобождён от всех послушаний и перешёл в клир Екатеринбургской епархии , куда годом ранее был переведён его правящий архиерей архиепископ Кирилл (Никонечный).
С 2 декабря 2012 года по 24 марта 2015 года был председателем отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, затем стал председателем отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
14 октября 2014 года был назначен настоятелем храма в честь Вознесения Господня - архиерейского подворья.
15 марта 2015 года был назначен первым помощником правящего архиерея Екатеринбургской епархии.
В ноябре 2015 года в качестве первого помощника правящего архиерея участвовал с докладом в Екатеринбургских Рождественских чтениях .
Архиерейство
16 июля того же года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил монашеский постриг протоиерея Алексия Кульберга с наречением имени Евгений , в честь святого врача Евгения Боткина .
17 июля 2016 года в Троицком храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл иеромонаха Евгения в сан архимандрита .
Вечером того же 17 июля в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоялось наречение архимандрита Евгения во епископа Среднеуральского .
1 августа 2016 года хиротонисан во епископа за Божественной литургией в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре .
Напишите отзыв о статье "Евгений (Кульберг)"
Примечания
- // Официальный сайт Екатеринбургской епархии .
- // Патриархия.Ru
- // Патриархия.Ru
- Журнал № 50. // Патриархия.Ru
- // Официальный сайт Екатеринбургской епархии .
- // Патриархия.Ru
- // Патриархия.Ru
- // Патриархия.Ru
Ссылки
- // Патриархия.Ru
- , 14.04.2014
- // «Фома», 31 декабря 2015
- // Патриархия.Ru
Отрывок, характеризующий Евгений (Кульберг)
Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.– Point de prisonniers, – повторил он слова адъютанта. – Il se font demolir. Tant pis pour l"armee russe, – сказал он. – Allez toujours, allez ferme, [Нет пленных. Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии. Ну еще, ну крепче…] – проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи.
– C"est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой.
– Oui, Sire, [Слушаю, государь.] – и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную.
Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза.
Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль – быть достойными своего императора, и один страх – не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие.
– Я должен поправить это в Москве, – сказал Наполеон. – A tantot, [До свиданья.] – прибавил он и подозвал де Боссе, который в это время уже успел приготовить сюрприз, уставив что то на стульях, и накрыл что то покрывалом.
Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт.
Наполеон весело обратился к нему и подрал его за ухо.
– Вы поспешили, очень рад. Ну, что говорит Париж? – сказал он, вдруг изменяя свое прежде строгое выражение на самое ласковое.
– Sire, tout Paris regrette votre absence, [Государь, весь Париж сожалеет о вашем отсутствии.] – как и должно, ответил де Боссе. Но хотя Наполеон знал, что Боссе должен сказать это или тому подобное, хотя он в свои ясные минуты знал, что это было неправда, ему приятно было это слышать от де Боссе. Он опять удостоил его прикосновения за ухо.
– Je suis fache, de vous avoir fait faire tant de chemin, [Очень сожалею, что заставил вас проехаться так далеко.] – сказал он.
– Sire! Je ne m"attendais pas a moins qu"a vous trouver aux portes de Moscou, [Я ожидал не менее того, как найти вас, государь, у ворот Москвы.] – сказал Боссе.
Наполеон улыбнулся и, рассеянно подняв голову, оглянулся направо. Адъютант плывущим шагом подошел с золотой табакеркой и подставил ее. Наполеон взял ее.
– Да, хорошо случилось для вас, – сказал он, приставляя раскрытую табакерку к носу, – вы любите путешествовать, через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидать азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие.
Боссе поклонился с благодарностью за эту внимательность к его (неизвестной ему до сей поры) склонности путешествовать.
– А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил:
– Подарок вашему величеству от императрицы.
Это был яркими красками написанный Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора, которого почему то все называли королем Рима.
Весьма красивый курчавый мальчик, со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке изображала скипетр.
Хотя и не совсем ясно было, что именно хотел выразить живописец, представив так называемого короля Рима протыкающим земной шар палочкой, но аллегория эта, так же как и всем видевшим картину в Париже, так и Наполеону, очевидно, показалась ясною и весьма понравилась.
– Roi de Rome, [Римский король.] – сказал он, грациозным жестом руки указывая на портрет. – Admirable! [Чудесно!] – С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь, – это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.
Посидев несколько времени и дотронувшись, сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета, он встал и опять позвал Боссе и дежурного. Он приказал вынести портрет перед палатку, с тем, чтобы не лишить старую гвардию, стоявшую около его палатки, счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя.
Как он и ожидал, в то время как он завтракал с господином Боссе, удостоившимся этой чести, перед палаткой слышались восторженные клики сбежавшихся к портрету офицеров и солдат старой гвардии.
– Vive l"Empereur! Vive le Roi de Rome! Vive l"Empereur! [Да здравствует император! Да здравствует римский король!] – слышались восторженные голоса.
После завтрака Наполеон, в присутствии Боссе, продиктовал свой приказ по армии.
– Courte et energique! [Короткий и энергический!] – проговорил Наполеон, когда он прочел сам сразу без поправок написанную прокламацию. В приказе было:
«Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас; она доставит нам все нужное: удобные квартиры и скорое возвращение в отечество. Действуйте так, как вы действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске. Пусть позднейшее потомство с гордостью вспомнит о ваших подвигах в сей день. Да скажут о каждом из вас: он был в великой битве под Москвою!»
– De la Moskowa! [Под Москвою!] – повторил Наполеон, и, пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям.
– Votre Majeste a trop de bonte, [Вы слишком добры, ваше величество,] – сказал Боссе на приглашение сопутствовать императору: ему хотелось спать и он не умел и боялся ездить верхом.
Дата рождения: 25 сентября 1972 г. Страна: Россия Биография:
В 1989 г. окончил 10 классов Мещеринской средней школы (Ступинский р-н Московской обл.) и поступил в Московский авиационный институт. В 1995 г. защитил диплом по специальности «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Работал по специальности в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте им. Акселя Берга с 1990 по 2004 г.
С 1995 г. алтарничал в храме святителя Николая Мирликийского в Пыжах г. Москвы. Тогда же поступил в на заочное отделение.
15 марта 2004 г. в Николо-Сольбинском монастыре рукоположен в сан диакона, 12 июля 2004 г. — в сан иерея.
С 22 ноября 2004 г. по 12 ноября 2012 г. — настоятель храма Рождества Богородицы с. Великое Ярославской обл. С 10 октября 2009 г. по 12 ноября 2012 г. — настоятель Сретенского храма г. Ярославля. С 23 апреля 2007 г. по 12 ноября 2012 г. — духовник Ярославской губернской гимназии им. свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ярославской епархии.
В ноябре 2012 г. переведен в клир .
С 7 декабря 2012 г. по 14 октября 2014 г. — настоятель храма «Большой Златоуст» г. Екатеринбурга. Со 2 декабря 2012 г. по 24 марта 2015 г. — председатель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. С 28 декабря 2012 г. — благочинный Ивановского округа г. Екатеринбурга. С 14 октября 2014 г. — настоятель Вознесенского архиерейского подворья. С 15 марта 2015 г. — первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии.
В 2014 г. защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии.
Магистрант кафедры педагогики Общецерковной аспирантуры и докторантуры при Русской христианской гуманитарной академии г. Санкт-Петербурга.
Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. () избран викарием Екатеринбургской епархии с титулом «Среднеуральский».
16 июля 2016 г. в храме прав. Симеона Верхотурского в Екатеринбурге митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом пострижен в монашество с именем Евгений в честь св. страстотерпца Евгения (Боткина).
17 июля 2016 г. на всенощном бдении в Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан архимандрита.
«Молиться за тебя - моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть быть без тебя...» Эта бегущая строка в трамвае между рекламой ветклиники и концерта Баскова вызывает недоумение. Что это? Откуда? Для чего?
Объясняется все просто: это промокампания портала , запущенного на днях Екатеринбургской епархией. Задействованы все информационные ресурсы: инфоносители в общественном транспорте и торговых центрах, телевидение, радио, все возможные соцсети.
Почему именно сейчас появился этот интернет-ресурс и что с его помощью хотят сделать представители Православной церкви - об этом мы поговорили с владыкой Евгением.
- Когда началась работа над порталом и что к ней подтолкнуло, что стало поводом?
Во время «Царских дней» в этом году, когда мы шли крестным ходом, мы увидели, насколько разные люди принимают в нем участие. Есть те, кто глубоко погружен в тему царской семьи, ее истории, их подвига. Есть те, кто фанатично привержен какой-то части идей, и в этом своем фанатизме они становятся в лучшем случае посмешищем, в худшем - опасными для общества. Есть люди невежественные - они идут за компанию, потому что идет кто-то. А есть те, кто мог бы идти с нами, но не идет - в силу своего незнания, недостаточной информированности.
Тогда мы и поняли, что необходимо просветить людей, дать им информацию - без каких-то своих суждений, без искажения, без оценок, чтобы в итоге они сами сформировали мнение о семье последнего российского императора, о том, какими эти люди были в жизни. Поэтому на нашем портале нет описаний исторических событий глазами ученых, нет толкований того или иного поступка. Мы собрали только первоисточники: кинохронику, фотографии, выдержки из писем и дневников.
Портал запустили за две недели до общероссийской премьеры фильма Алексея Учителя «Матильда», взорвавшего российское общество - в том числе в буквальном смысле. Сайт - это такой способ противостоять киноленте?
Настолько сужать смысл нашего портала я бы не стал. Вот, скажем, человек, поймал вирус - у него сразу возникают разные симптомы: из носа течет, горло болит, температура, слабость. Врач не говорит: «Давай я тебе выпишу таблетки - и у тебя перестанет течь из носа». Он смотрит глубже, он ищет причину - вирус ли это или ослабленный иммунитет. И лечит именно причину.
«Матильда» - это лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды или недостатка информации. Ведь не сейчас же все это началось - искажение образа российского государя. Еще при жизни царя выходили статьи, в которых превратно толковались какие-то его действия, решения. Мы находим такую реакцию в дневниках современников Николая II: люди не могут поверить, что можно так с ног на голову перевернуть информацию. А в итоге именно этот образ попал в школьные учебники, а из них - в представления большей части современного общества о царской семье. Задача нашего портала - попробовать этот образ изменить.
Те, кто уже посмотрел «Матильду», в том числе депутаты Госдумы, говорят, что образ царя, созданный в фильме, . Почему же Церковь так яростно противится фильму? Вообще, думаю, не у меня одной складывается впечатление, что шумиху вокруг картины начали сами священнослужители - чтобы хотя бы таким образом пробудить у людей интерес к личности царя.
Насколько мне известно, Церковь этим не занималась и не занимается. Манипуляции с сознанием, мол, давайте мы сейчас создадим инфошум, привлечем внимание к этой теме - это не наши механизмы, не наши методы.
Что касается уважения... Знаете, даже в самом разложившемся - духовно, морально - человеке, остается образ Божий. Я, как священник, встречаю таких людей: они во все тяжкие и лютые пускались по ходу жизни, клейма на них ставить некуда, но поговоришь - и в нем есть искра Божия! Так и с «Матильдой»: уважение к царю у тех, кто посмотрел ленту, появляется не благодаря, а вопреки тому, что хотели донести до зрителей создатели ленты.
Поймите, основная претензия к «Матильде» не в том, что там рассказывается история отношений молодого Николая и балерины, а в том, как она рассказывается. Такой фильм можно было бы снять о царе Салтане, царе Гвидоне - любом царе из тридесятого царства, но не о реальной фигуре. В фильме взяты какие-то исторические точки, события, какие-то действительно жившие в то время деятели, и на эти точки режиссер и сценарист экстраполировали свою точку зрения, которая не имеет ничего общего с исторической реальностью.
Одна из опасностей фильма «Матильда», по мнению влыдыки Евгения, - в том, что он может сформировать образ, не соответствующий действительности. «Был такой фильм - «Россия молодая». В нем потрясающе, просто гениально роль царя Петра I сыграл Дмитрий Золотухин. Настолько гениально, что сейчас у многих, кто смотрел и любит этот фильм, Петр I ассоциируется только с этим образом из кинокартины. Но личность Петра - намного шире. И этот образ - лишь один из многих. В случае с «Матильдой» может произойти то же самое: образ Николая II из фильма люди будут трактовать как единственно верный. Особенно люди, не знающие исторической правды. А это не так», - поясняет владыка Евгений. |
- Возможно, если бы ваш ресурс появился раньше, таких страстей вокруг фильма и не возникло бы.
В одной из детских книг, по-моему, «Дети капитана Гранта», описывается такой случай: в прерии начался пожар. Вроде бы надо бежать. Но герои остановились, замерли, прислушиваясь к природе: откуда подует ветер. А потом просто запалили степь с подветренной стороны. В результате две стены огня столкнулись, пожар иссяк - нечему было гореть.
Мы рассчитываем, что наша «стена огня» натолкнется на ту ложную информацию, которая сейчас повсюду. В итоге страсти схлынут - а знание останется.
Вы запустили большую промокампанию, рассказывающую о портале: щиты, ролики, соцсети. У людей сразу возникает вопрос: сколько это стоит, сколько всего будет таких щитов и за чей счет банкет? Пользователи нашего портала, например, говорят, что на щиты епархия средства нашла, а на умирающий в Сысерти фарфоровый завод денег нет...
Отвечу всем интересующимся: на эту кампанию епархия не потратила ни копейки своего бюджета. Все делается силами неравнодушных уральцев - это люди, которые зарабатывают здесь деньги, платят здесь налоги, создают рабочие места. И они понимают, насколько для Екатеринбурга важна исторически верная память о последнем императоре и его семье. Так что сколько будет счетов, оплаченных неравнодушными людьми, - столько будет и щитов.
- Не боитесь, что у людей возникнет информационный передоз?
Мы же часть общества, мы смотрим, как люди реагируют. Если поймем, что информация о кредитах и очередных детских подгузниках для них более актуальна, - что ж, будем выстраивать кампанию еще более интеллигентно. Хотя, по нашим ощущениям, сейчас человек в море зачастую ложной информации (когда, допустим, рекламируют какой-то «натуральный» продукт, а через минуту в другой передаче рассказывают, что в нем нет ничего натурального) ищет правду, ищет чистоту. На наших щитах он ее может найти. Если люди увидят эту правду через образ царской семьи, если найдут примеры настоящей чистоты, любви, уважения - это пойдет на пользу всему обществу.
Есть реальные события - и есть версии, как оно могло бы быть. Чтобы найти правду, было сформировано несколько комиссий, проведено множество экспертиз - начиная со следователя Соколова и заканчивая комиссией, проводящей свое расследование сейчас. Была еще комиссия 90-х гг., и на мой взгляд, своей целью найти ту самую правду она не ставила. Тем самым и скомпрометировала место и вообще дала основания для возникновения споров вокруг этих страшных находок.
Люди, которые работают над изучением останков сейчас, подходят к делу со всей серьезностью. Они не говорят: «Мы опубликуем результаты в мае или в октябре». Нет. Они сразу подчеркнули: «Результаты предоставим лишь тогда, когда снимем все вопросы, выясним максимально полную и достоверную информацию». Да и набор инструментов, исследовательских возможностей за это время изрядно прогрессировал. Все это, несомненно, вызывает доверие к результатам.
Впрочем, какими бы ни были выводы о подлинности останков, революционного значения лично для меня эта информация иметь не будет. Да, прекрасно, если у нас появится святыня, которая может сблизить наш народ, - я сочту это чудом Божьим. Если же нет, моего отношения к подвигу царской семьи это не изменит. Люди совершили свой подвиг при жизни, они приняли мученическую смерть за свой народ - это и есть подвиг.
Гораздо важнее, на мой взгляд, понять, как выстраивалась цепь событий: кто какие приказы отдавал, кто их исполнял или не исполнял. Для этого проводятся не только генетические и антропологические исследования, а еще и исторические: ученые разыскивают документы, поднимают архивы и т.д.
Конечно, 100-процентную правду знают только Господь Бог и царская семья. Когда мы достигнем тех высот, в которых они сейчас (а рано или поздно это случится с любым человеком), - они нам и дадут ответы на то, как это было. Правда, пересказать эти ответы мы уже не сможем никому. Но пока мы этих высот не достигли, наша задача - не погрузить себя в то зло, из-за которого такие страшные события произошли.