Владимирский тяжеловоз среди лошадей 6 букв. Описание породы лошадей «владимирский тяжеловоз

Удивительно, но в огромной, интенсивно развивающейся России позапрошлого века не было своих тяжелоупряжных пород. Учитывая аграрное направление экономики страны, востребованность в них была очевидна: иностранные породы были дороги, да и не всегда легко могли адаптироваться к непростой российской жизни и низкокачественным кормам. Однако именно они: клейдесдали, брабансоны, ардены, першероны и шайры приняли активное участие в создании отечественных тяжелоупряжных пород. Одна из них, владимирский тяжеловоз - истинное достояние нашего Отечества, сохранить которое пытаются неравнодушные энтузиасты.

История

Появление российской породы лошадей владимирские тяжеловозы берет свое начало в 1886 году, когда была образована Гаврилово-Посадская государственная конюшня, закупившая в числе прочих коней и английских тяжеловозов – клейдесдалей. Крупные нарядные жеребцы были сразу же вовлечены в скрещивание со здешними мелкими, но выносливыми и неприхотливыми кобылами. Важно было, чтобы у потомства закрепились самые ценные качества родителей: богатырская мощь, нарядный экстерьер, энергичность с одной стороны и высокая адаптивность, с другой.

Интенсивная работа над будущей породой привела в начале 20 века к практически полной замене в близлежащих хозяйствах отечественных лошадок на улучшенные помеси. Привезенные в Гаврилово-Посадскую конюшню английские тяжеловозы шайрской породы также привлекались к работе, но повлияли на формирование владимирского тяжеловоза не столь активно.


Однако хаотичность селекционных мероприятий закончилась лишь в 30-е годы прошлого столетия, когда провели типизацию всех помесных животных, содержащихся на тот момент в 98 племенных коннозаводческих хозяйствах. Все последующие зоотехнические действия проводились во вновь организованном в 1936 году в Гаврилово-Посадском ГПР (госплемрассадник). Однако официально владимирский тяжеловоз был признан породой лишь десять лет спустя, в 1946 году. В дальнейшем недалеко был организован Владимирский племенной рассадник, где активно выращивался молодняк вновь созданной породы для дальнейшего распространения.

Описание экстерьера

Лошади породы владимирский тяжеловоз отличаются крупностью и массивностью. Среди отечественных тяжеловозов у них одни из самых высоких значений основных размеров: высота в холке/обхват груди/ обхват пясти - 163-170/198/23,5 см. Большая голова с выпуклым профилем, свойственным этой породе, длинная мощная шея и косо поставленная длинная лопатка. Удлиненная спина с широкой поясницей и умеренно спущенным крупом, конечности крепкие, костистые правильно поставленные. На фото можно видеть, что у владимирского тяжеловоза довольно часто встречается оброслость ног, доставшаяся в наследство от английских лошадей. Еще одной чертой владимирцев можно назвать густоту волос гривы и хвоста. Чаще всего можно увидеть владимирского тяжеловоза гнедой масти, вороные или рыжие кони встречаются значительно реже.


Несмотря на активность и энергичность, владимирцам присуще дружелюбие, спокойствие и уравновешенность. Аллюры лошади размашистые и свободные. Такие кони, запряженные в тройку и летящие по зимней дороге, как нельзя лучше передают бескрайнюю широту и удаль русской души.

Важно отметить, что владимирские тяжеловозы отличаются ранним половым созреванием: уже через три года и жеребцы, и кобылы готовы к случке. К этому времени они вполне сформированы и для хозяйственного использования: в полевых работах и как гужевой транспорт. Грамотное содержание и полноценный рацион питания позволяют не только получить от кобыл владимирских тяжеловозов до 80 % выхода жеребят, но и использовать на заводе до 18-20 лет.

Использование

Современное использование владимирских тяжеловозов мало похоже на то, ради которого порода была когда-то создана. Ни плуг, ни телега уже не ждут своего коня, и век тяжелоупряжных лошадей мог быть окончен. Однако вновь вошедший в моду активный отдых, например, конный туризм или спортивная охота, сделал владимирцев нужной и важной породой. Спокойные и уравновешенные, они легко приспосабливаются к даже к тем, кто впервые сел в седло или взял в руки вожжи. По достоинству оценили неприхотливых сильных коней любители дальних походов.


Для коннозаводчиков владимирский тяжеловоз представляет особую ценность: передает потомству свою великолепную богатырскую стать и мощность. Например, на Гаврилово-Посадском конном заводе получили помесь владимирского тяжеловоза с рысистой, которая легла в основу создания мощной лошади для спортивных состязаний.

Современное состояние породы

К сожалению, участь многих отечественных лошадиных пород не стала исключением и для владимирского тяжеловоза, численность поголовья которого значительно снизилась за последнюю четверть века. Однако и сегодня ведется селекционная работа с породой на ПКЗ «Гаврилово-Посадский» и ПКЗ «Монастырское подворье» (бывший Юрьев-Польский конный завод), где можно выбрать и купить владимирского тяжеловоза или его помеси. Основной задачей заводчики считают совершенствование типа и экстерьерных характеристик владимирцев, используя как главный метод чистопородное разделение по линиям и близкородственное скрещивание с лучшими представителями породы. Наиболее известны линии Ландыша, Глен Альбина, Шерифа, Стандарта. Однако небольшая численность поголовья маток и производителей (113 и 20 по данным ВНИИ коневодства) не позволяют говорить об активном возрождении породы.

07.05.2013

Рост - 162-166 см.

Масть - все вариации гнедой, обязательны белые отметины ног и проточины на морде разной наполненности.

Экстерьер - если кратко, то представьте богатырскую лошадь Ильи Муромца, с полотен В. Васнецова. Мощь, сила, величие - все это предстает перед нами в образе владимирца. Горбоносая голова на высокопосаженной дугообразной шее, огромный корпус на сухих крепких конечностях, очень примечательны щетки на ногах, грива волнистая, ниспадающая, хвост практически касается земли.

Краткое описание породы

Главное отличие Владимирского тяжеловоза - его габариты, так вес взрослой особи может достигать 1200 кг, а рост до уровня холки - до 175 см. Помимо роста и веса, лошадь габаритная и в объеме, в обхвате грудная клетка составляет около 2 метров. Да и длина ног удивляет не меньше, в длину одна только пясть составляет 30 см.
Череп имеет выпуклый профиль и также массивен, как и сама лошадь. Голова держится на крепкой длинной шее, а туловище отличается шириной и некими косыми лопатками. Конечности у лошади обладают мощной мускулатурой, развитые и длинные, за счет чего лошадь может длительный путь везти тяжелые грузы. Мускулатурой и рельефностью выделяются круп и спина тяжеловоза.

Масти лошади могут разниться, но над вороной и бурой преобладают масти гнедая и рыжая по окрасу. Нижняя часть ног у лошади имеет белый окрас, создавая впечатление, будто на лошадь надеты носочки.

История породы

В северо-восточной стороне от Москвы в Ивановской и Владимирской областях выводились первые представители Владимирского тяжеловоза, за основу брали клейдесдалей. Коневоды плодотворно трудились над созданием уникальной лошади, вмещающей в себе качества рабочей и тяжелой одновременно лошади, завозя лучших представителей чистокровных пород из Франции и Великобритании. Официально первое появление такой породы приходится на 1886 год, когда была организована и открыта Гаврилово-Посадская государственная конюшня, которая позже экспортировала за приличную плату многие породы коней, в особенности английских . Массивные и габаритные англичане сводились с непривередливыми и небольшими местными кобылами небольших размеров, после чего потомство смогло получить ценные характеристики: богатырскую силу, красочный экстерьер, высокий показатель адаптивности и колоссальную энергичность.
В начале двадцатого столетия все привычные рабочие лошадки были заменены на новую породу улучшенного смешения кровей. Именно благодаря данной породе лошадей аграрная промышленность находилась на стадии рассвета и развития, так как ни одно дело по перевозке тяжелых грузов не обходилось без владимирской тяжеловозной лошадки. И, несмотря на машинизацию, сменившую ручной труд, данная порода лошадей остается востребованной и нужной человечеству.
Колоссальный вклад в выведение породы Владимирский тяжеловоз совершили знаменитые клейдесдали: Лорд Джеймс, Глен Альбин и Бордер Бранд, после длительных скрещиваний селекция дала такие результаты. В 1946 году порода признана чистокровной, у которой было одно явное преимущество - сравнительно быстрое взросление и рост жеребцов. Как говорится в записях коневодов, уже к трем годам жеребцы были пригодны к выведению потомства.

Образ жизни в природе

Для того чтобы поближе познакомиться с лошадью породы Владимирский тяжеловоз, нужно в деталях знать, каким характером и нравом обладает животное, какие мероприятия требует по уходу и содержанию, чем питается и чему отдает предпочтение.

Характер

Универсальность лошади такой породы заключается в том, что ее могут использовать не только для транспортировки тяжелого груза, но и в качестве верховой лошади под седло. Это возможно благодаря энергичности животного и в то же время его добродушия и дружелюбного настроя к человеку. Лошадь может прекрасно чувствовать себя в городской среде, проявляя равнодушие, уравновешенность, спокойствие перед суетой, а также абсолютную неприхотливость. Лошадь прекрасно идет на контакт с детьми, признает и подчиняется поводу. Поэтому ее часто применяют в туризме для поездок верхом.

Размножение

Владимирский тяжеловоз отличается хорошим показателем плодовитости и скороспелости, так как уже трехлетний жеребец может давать новое потомство. Разводятся лошади только путем слияния чистокровных особей с допущением инбридинга. Правильный уход и скрещивание владимирской кобылы дает 80% успешного получения потомства.

Для того чтобы лошадь трудилась на благо человека и давала новое качественное потомство, за ней нужен правильный уход и благоприятные условия содержания. Заключается это в трех пунктах: питание, очищение и отдых.
Из-за крупного телосложения владимирский конь нуждается в постоянном кормлении витаминами и зерновыми культурами, основа меню - свежая трава либо сено. Сравнительно с другими породами, владимирская лошадь употребляет в полтора раза больше зерновых культур, тоже самое можно сказать и о витаминах.

Помимо этого лошади нужно как можно больше времяпровождения на свежем воздухе. Ветеринар обязан осматривать лошадь на наличие заболеваний и отклонений от 5 раз в год и чаще. Зимой лошадей нельзя мыть, достаточно тщательной чистки. В теплое время года после плодотворного дня лошади нужен теплый душ.

Применение владимирских тяжеловозов

Сфера задействования владимирских лошадей достаточно разнообразна, как для тяжеловоза. Лошади транспортируют грузы, оказывают неподдельную помощь человеку в сельскохозяйственных работах, двигаются в седле и упряжке. Не остались без должного внимания тройки владимирских коней, так как колоритные и сильные лошади зачастую участвовали в русских торжествах и празднованиях.
На текущее время сельское хозяйство и примышленная автоматизирована, поэтому популярность владимирских лошадей не такая актуальная, как в прошлом. Все чаще крупных и шикарных экстерьером тяжеловозов можно увидеть у частников, разводящих разные породы лошадей. Но былая слава наверняка еще не раз вернется таким лошадкам, такую динамику можно наблюдать на протяжении длительного времени.

Интересные факты про владимирских тяжеловозов

Благодаря самым уникальным сведениям о Владимирском тяжеловозе можно узнать его возможности и качества.

  1. Независимо от тяжелого веса и габаритов, лошадь легко справляется со скоростными забегами, демонстрируя неплохие результаты. За три минуты владимирский конь рысью преодолеет с легкостью дистанцию в 1600 метров, что является нормой любого рысака.
  2. За пять минут Владимирский скакун преодолеет путь в 2 км с грузом около 1,5 тонны веса. Такие показатели не могут сравниться с другими породами лошадей.
  3. Такие лошади побили все рекорды, установив личный рекорд всемирного масштаба по строчной доставке груза. Ни одна тяжеловозная лошадь мира не смогла показать такой же результат.
  4. Тяжеловоз владимирский может плодотворно трудиться в любую погоду, адаптируясь к разному типу климата. Любые раздражители и негативные факторы не повлияют на уровень продуктивности животного.
  5. Владимирский тяжеловоз совместил в себе две противоположности: красоту и грацию вместе с крупными габаритами и большим весом.

Фотогаллерея

Сколько стоит владимирский тяжеловоз

Ценовая политика Владимирских тяжеловозов зависит от нескольких факторов: регион происхождения и выведения лошадей, возраст животного, состояние здоровья и показатели активности, вакцинации и документы, подтверждающие родословную. В среднем жеребец возрастом 1-1,5 года в России может стоить от 200 до 250 тысяч рублей.
Если другие породы лошадей предлагают кобыл за большую стоимость, то владимирских кобыл продают гораздо дешевле, нежели самцов. При покупке лошади обязательно нужно изучить родословную животного, убедиться в прилежном уходе и содержании прежним владельцем, а также удостовериться в наличии всех вакцин и прививок.

Недостатки лошади породы Владимирский тяжеловоз

Зато в списке недостатков крупной тяжело лошади нет ожидаемого показателя низкой скорости. Напротив, тяжеловоз способен в кратчайшие сроки преодолеть длинный путь с грузом в несколько тонн весом. Не осилит конкуренции такая лошадка по чистокровности с высококлассным и , хотя список качеств и характеристик у нее предостаточный.

В целом владимирская лошадь совмещает в себе энергичность и усердие, величественную грацию и колоритный экстерьер. Универсальность породы состоит в высоком уровне продуктивности лошади наряду с красивейшим ходом элитного коня.

Это довольно неприхотливая лошадь, способная жить как в условиях конного завода, так и в табуне.

В то же время владимирские тяжеловозы сохранили в своём облике схожесть с ближайшими предками — шайрами и клейдесдалями. Это крупный рост, некоторые особенности экстерьера (например, относительно длинные ноги), обилие белых отметин и сильная оброслость ног.

Происхождение: Россия
Масть: гнедая, рыжая, вороная
Высота в холке: 1, 55 - 1, 65 м
Использование: тяжелая упряжка, русская тройка

Основные сведения о породе

Владимирский тяжеловоз - это порода крупных тяжеловозов (высота в холке - 165см), выведенная во Владимирской и Ивановской областях (Гаврилово-Посадский государственный племенной рассадник) путем скрещивания местных укрупненных крестьянских лошадей с клейдесдалями, шайрами и в меньшей степени суффольками и некоторыми другими. Новая порода официально зарегистрирована в 1946году. Владимирские тяжеловозы отличаются сухостью, подвижностью, легкими свободными движениями на шагу и рыси, энергичным темпераментом, плотной, иногда грубоватой конституцией. Масть главным образом гнедая, реже вороная, часто с большими отметинами на голове и конечностях. Сильно развита оброслость ног. Грива, челка и хвост густые, пышные.

На древних, исконно русских землях Владимирского ополья издавна славилась хорошая рабочая лошадь. В таких больших промышленных центрах, как Москва, Владимир, Ярославль, велик был спрос на крупную ломовую лошадь, а для обработки довольно плодородных, но тяжелых почв она должна была быть сильной и выносливой. Еще в первой четверти XVIII века в Гаврилово-Посаде организовали казенный конный завод, в котором выращивали утяжеленных упряжных лошадей. Улучшению местного континнгента способствовало создание в 1886 году Гаврило-Посадской государственнной заводской конюшни (ГЭК). Первоначально она была укомплектована жеребцами жеребцами верхового и рысистого направления.

Затем стали поступать жеребцы тяжеловозных пород - ардены, першероны и суффольки. С 1901 года их стали вытеснять английские тяжеловозы - клейдесдали, а с 1910 года - шайры. Жеребцов этих пород широко использовали в случке с местными крестьянскими кобылами. Таким образом, в зонедеятельности Гаврило-Посадской ГЭК к началу 3--х годов образовался большой, достаточный для проведения племенной работы массив крупных, утяжеленных лошадей. С этого времени на 98 колхозных и совхозных конефермах началась племенная работа по консолидации полученного типа тяжеловозной лошади методом воспроизводительного скрещивания. Деятельность этих хозяйств возглавил Гаврило - Посадский государственный рассадник. Работа завершилась выведением новой породы лошадей, которая в 1946 году была официально утверждена и получила название владимирский тяжеловоз.

Современные лошади владимирской породы отличаются крупным ростом, крепкой конституцией, гармоничным телосложением, хорошо развитой мускулатурой, выраженным типом упряжной лошади и энергичным темпераментом. Они имеют длинную, с выпуклым профилем голову, мускулистую шею, длинную высокую холку, длинную широкую спину и круп. Ноги у них длинные, правильно поставленные, с хорошо развитыми суставами и средней оброслостью. Масть преобладает гнедая, реже вороная и рыжая, с белыми отметинами на ногах и голове. Шаг длинный и свободный, рысь хорошая.Жеребцы имеют промеры (см): высота в холке -165, косая длина туловища - 173, обхват груди - 207, пясти - 24, 5; их живая масса 760кг, кобылы - 680кг.

Лошади владимирской тяжеловозной породы выносливы в работе, от других крупных тяжеловозов отличаются значительной подвижностью и энергичность. Рекорд по срочной доставке груза рысью, установленный на владимирских тяжеловозах, является и абсолютным рекордом для тяжеловозов всех пород. Совершенствование породы ведется методом чистопородного разведения. В ней выделено несколько линий, в том числе Литого, Ландыша, Холода, Глен Альбина, Аргуса, Шерифа и, кроме того, несколько женских семейств.

Без груза Владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты, что является стандартом резвости для двухлетних рысаков в России. С грузом 1,5 т Владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Помимо своего основного назначения — перевозки тяжестей — владимирские тяжеловозы служили хорошими улучшателями лошадей колхозов и совхозов. Основной метод племенной работы с владимирской породой лошадей — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся родоначальников и кроссов хорошо сочетающихся линий. Основные линии — Холода (Бордер Бренд — Химера, 1925), Литого (Лорд Джемс — Тавлинка, 1923), Глен Эльбина (Эшенфлауэр — Бэллс Пэгги, 1923) и Кэпитена (Тальма — Нита, 1924).

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75—80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы.

История

Владимирская порода создана на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей в результате деятельности Гаврилово-Посадской государственной заводской конюшни и Гаврилово-Посадского государственного племенного рассадника лошадей. Официально зарегистрирована в 1946 году.

Выведена владимирская порода путем скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс, гнедой, 1910 г., Бордер Бренд, темно-гнедой, 1910 г. и Глен Албин, гнедой, 1923 г., ставшие основными родоначальниками породы.

Клейдесдали - порода тяжеловозов Англии. Организация Общества коннозаводчиков и издание студбука (1877-1878 г.г.) положили начало утверждению клейдесдальской породы в ее современном типе. Выставки племенных лошадей способствовали формированию типа породы, сочетающей в себе крупный рост, большой вес, энергичность в работе и нарядность форм. Отбор и подбор в этом направлении подкреплялись обильным кормлением племенного молодняка. Живая масса клейдесдалей от 900 до 1100 кг. Промеры: рост 165-172 см., обхват груди 190-202 см., обхват пясти 25-28 см.

Клейдесдали энергичны, обладают производительными движениями на шагу и рыси. Для них характерны массивная, с выпуклым профилем голова, длинная шея, удлиненный, не слишком широкий корпус, косо поставленная лопатка, относительно длинные конечности и отлично развитая мускулатура. Своеобразные черты экстерьера клейдесдалей - густая оброслость ног (фризы) и темно-гнедая масть с белыми отметинами головы и конечностей. Встречаются недостатки: мягкая спина, плоские ребра, неглубокий корпус.

Значительно меньшее влияние на формирование владимирской породы оказали шайры, клички которых встречаются в родословных владимирских тяжеловозов в более отдаленных рядах предков, преимущественно по женской стороне.


Шайрская порода - старейшая и наиболее распространенная порода крупных тяжеловозов в Англии. Консолидация породы и формирование ее типа начались с организацией Общества по разведению шайров (1878 г.), которое стало систематически издавать племенные книги и устраивать выставки лошадей. На выставках демонстрировали племенных жеребцов, кобыл, молодняк и меринов.

Лошади шайрской породы очень крупные и массивные, рост жеребцов варьирует от 165 до 175 см, живая масса 1000-1100 кг.

Голова шайров большая; шея толстая; холка невысокая, широкая; спина широкая, мускулистая, крепкая; поясница короткая; круп широкий, несколько свислый, с хорошей мускулатурой; грудная клетка объемистая, ребра округлые; ноги поражают своей толщиной, впечатление которой усиливается за счет больших фриз - длинных волос, растущих от запястей и скакательных суставов и закрывающих ноги до земли. Наиболее распространенная масть - гнедая, вороная и рыжая с большими белыми отметинами на ногах и голове. Темперамент шайров спокойный. При демонстрациях на выставках они показывают высокую грузоподъемность.

Материнской основой владимирской породы тяжеловозов послужили местные лошади, которые передали породе такие ценные качества, как приспособленность к местным условиям и выносливость в работе.

Промеры жеребцов: 165 - 173 - 207 - 24, 5; промеры кобыл: 162, 7 - 169, 8 - 198, 3 - 23, 5.
Средняя живая масса кобыл конных заводов 685 кг, живая масса жеребцов 758 кг.

Для экстерьера владимирских тяжеловозов характерны: голова крупная, длинная, с выпуклым профилем; шея длинная, мускулистая; холка высокая, длинная; спина широкая, нередко несколько мягковата; круп длинный, широкий, раздвоенный, немного свислый или нормального наклона; грудь широкая; ноги длинные, сухие. У некоторых лошадей встречается значительная оброслость ног (фризы) и наклонность к развитию мокрецов. Масть гнедая, реже вороная или рыжая с белыми отметинами ног и головы; темперамент энергичный; движения на шагу и рыси размашистые, свободные. Лошади владимирской породы выносливы в работе, хорошо идут не только шагом, но и рысью.


Очень популярны могучие и красивые владимирские тройки.

Владимирские тяжеловозы достаточно скороспелы и плодовиты. В 3 года жеребцов и кобыл случают, в этом же возрасте на них начинают работать. При нормальных условиях кормления и содержания выход жеребят достигает 75-80 %. Лошади хорошо приспособлены к местным условиям и неприхотливы

Становление породы тяжелоупряжных лошадей владимирский тяжеловоз приходится на конец IX -начало XX веков. На тот момент в России не было своих тяжеловозных лошадей, хотя потребность в них была велика. Заграничные лошади зачастую не вполне могли адаптироваться к нашим погодным условиям и кормам низкого качества, что снижало их рабочие возможности и делало необходимым создание местной породы тяжеловозов.

Возникновение породы

В 1886 году на базе Гаврилово-Посадского дворцового конного завода создаётся государственная заводская конюшня, где наряду с начинаются селекционные работы по созданию рабочей тяжеловозной породы. За основу были взяты шотландские тяжеловозы клейдесдаль, обладающие крупным телосложением и примечательной окраской. Жеребцы этой породы скрещивались с местными низкорослыми, но выносливыми кобылами.

Потомство, полученное в результате этой работы, обладало ценными качествами родителей, а именно: силой, выносливостью, хорошей адаптивностью к условиям окружающей среды. Помимо этого, лошадь получилась красивой и грациозной. Уже на заключительных этапах селекционной работы были привлечены английские тяжеловозы шайр, которые в меньшей степени повлияли на формирование породы лошадей владимирский тяжеловоз.

В начале XX века работы по выведению владимирской породы лошадей проводились беспорядочно, и лишь в 1936 году, после реформирования Гаврилово-Посадской заводской конюшни в госплемрассадник, была проведена систематизация результатов селекционной работы и типизация имевшегося на тот момент поголовья. Официальный статус владимирский тяжеловоз приобрёл лишь через 10 лет, в 1946 году.

Галерея: порода лошади Владимирский тяжеловоз (25 фото)



















Описание породы

По внешнему виду тяжеловоз напоминает своих шотландских и английских предков. Эти лошади очень массивные, с хорошо развитой рельефной мускулатурой. Среди отечественных тяжеловозных видов самым крупным признан владимирский. Лошади достигают 165−170 см в холке, вес взрослого жеребца 750−850 кг, кобылы чуть меньше - 580−650 кг. Среди представителей породы встречались экземпляры, достигавшие веса 1200 кг . К экстерьерным особенностям данных тяжеловозов можно отнести следующие признаки:

У рабочих владимирских лошадей довольно часто встречается оброслость ног, доставшаяся им в наследство от иностранных предков. Кони эти, несмотря на свои габариты, обладают энергичным темпераментом. Масть в основном гнедая , реже встречаются особи вороной или рыжей окраски.

Рабочие характеристики

Основным преимуществом владимирцев является их значительная сила, выносливость и работоспособность. Официально зарегистрировано, что эти лошади за 5 мин. могут пробежать рысью 2 км с грузом 1,5 тонны. Такое же расстояние с грузом 4,5 тонны животное проходит за 14−15 мин. Без груза за 3 мин. владимирская порода лошадей может пробежать рысью до 1600 метров.

Сфера применения этих лошадей довольно разнообразна. Они транспортируют грузы, задействованы в сельскохозяйственных работах, могут ходить под седлом и в упряжи. Особенно колоритно выглядит тройка тяжеловозов, участвующих в русских ярмарках и народных гуляниях.

Характер владимирских тяжеловозов, несмотря на их внушительные размеры, спокойный и уравновешенный. Животные хорошо привыкают к человеку и беспрекословно подчиняются хозяину. В целом эта порода довольно резвая, особенно в молодом возрасте, но лёгкая в управлении.

Несмотря на то, что разновидность этих тяжеловозов создавалась как неприхотливая к уходу, содержанию и кормлению, все же для того, чтобы вырастить здорового и красивого представителя породы, необходимо соблюдать ряд условий .

В конце 19 века российские специалисты приступили к выведению местных тяжеловозов. Одной из первых и самых успешных пород в этом плане считается Владимирский тяжеловоз. Благодаря своим уникальных качествам и красоте порода снискала себе огромную популярность как среди профессиональных заводчиков, так и у фермеров-любителей.

История происхождения владимирского тяжеловоза

Выносливыми и сильными конями всегда славилась Владимирская область, которая поставляла животных в крупные города. И именно в этой области, в Гавриловом Посаде, находился конный завод, где селекционеры задались целью создать тяжелоупряжную породу местного производства.

Поскольку своих особей этой категории не было, пришлось закупить будущих родителей за границей. Из Франции были привезены першероны, из Англии поставили суффолских лошадей, из Бельгии - арденовских. Позднее активно в работах по селекции стали использовать завезенных из Шотландии клейдесдалей и шайров из Англии.

Перед специалистами стояла задача вывести мощную и красивую породу, гены должны были передаться от импортных родителей, но с другой стороны - новые представители должны быть сильными, выносливыми и легко приспосабливаться к различным условиям.

Только в 1936 году, когда принялись системно изучать различные помеси, был выявлен Владимирский тяжеловоз. Потребовалось еще 10 лет, чтобы довести его до ума и зарегистрировать официально в качестве новой породы. Так, в 1946 году в реестре появился Владимирский тяжеловоз.

Характеристика

Это один из самых крупных тяжеловозов в России. При первом знакомстве с ним поражают его габариты. Рост лошади может достигать 175 см - это высота в холке, а максимальный вес доходит до 1200 кг. Самцы крупнее самок. Жеребец в среднем весит около 760 кг, а обхват груди у него равняется 207 см. Кобыла соответственно весит около 690 кг, а обхват груди не дотягивает до 2 метров и составляет 196 см.

Пясть для тяжеловоза довольная длинная, она может достигать 30 см, в обхват - 23,5 см. По толщине пясти опытные коневоды судят о развитие костяка и крепости конституции.

Если говорить о масти, то львиная доля приходится на гнедую и рыжую, реже встречаются вороные и бурые лошади.

Внешний вид

Этого исполина трудно перепутать с другими породами. Высокий коренастый красавец с густой гривой и хвостом сразу же приковывает к себе взгляд.

Голова животного крупная, череп массивный, если рассматривать его профиль, то будет заметна горбоносость. Длинная, полная шея с ярко выраженным затылком, сильная и косая лопатка. Широкая грудь. Плечи животного мускулистые, спина длинная и широкая, круп - задняя часть туловища, немного опущена вниз. Копыта широкие, рог твердый и прочный.

Нижняя часть ног «одета» в белые «носочки» с пышной оброслостью. Шерсть очень густая, короткая, и придает животному сходство с громадной плюшевой игрушкой. Часто на голове и животе у животного можно увидеть белые пятна.

Характер

Несмотря на крупные размеры, лошади очень активные и энергичные. Нрав у большинства представителей уравновешенный, добродушный и дружелюбный. Движения у них свободные, с хорошим захватом пространства. Они прекрасно себя чувствуют в городской суете и на деревенских просторах.

Это непугливое животное. Они хорошо контактируют с ребятами, слушаются и подчиняются человеку, поэтому часто их задействуют для верховых прогулок, усаживая новичков в седло, для туризма и охоты.

Достоинства породы

Среди основных достоинств породы выделяют:

  1. Универсальность - лошадей используют не только по их прямому назначению - перетаскиванию тяжестей, работе на земле, но благодаря их грациозности они прекрасно подходят для верховой езды и спортивных состязаний.
  2. Они отличаются максимальной выносливостью и силой.
  3. Рабочий стаж у лошадей составляет 20 лет и более.
  4. Работоспособность животных не зависит от неблагоприятных погодных условий, и ее показатель очень высокий. Она будет работать и в жару, и в ливень, и в холод.
  5. Покладистый и спокойный нрав, быстро адаптируется к работе и новому месту жительства.
  6. Ранее половое созревание, большая плодовитость.
  7. Это престижная и ценная порода для разведения - она подходит для селекционеров, так как на ее основе можно выводить новые породы, которые будут пользоваться спросом у коневодов.


Недостатки

Недостатки у владимирского тяжеловоза также имеются, но их значительно меньше:

  • Длинная и мягкая спина вкупе с плоскими ребрами проигрывает по физическим кондициям суффолским представителям. Казалось, эти «минусы» строения делают лошадь неповоротливой и не дают ей разбежаться, но на практике доказано обратное, конь с грузом в 1500 кг за 5 минут преодолевает расстояние равное 2 км.
  • Низкая скорость передвижения из-за большого веса, если сравнивать его с другими тяжелоупряжными породами.

Одной из причин, почему в Российской империи потребовалось выведение собственных тяжеловозов, а не закупка импортных лошадей, это необходимость приспособить коней к минимальным простым условиям и низкокачественной кормовой базе. Что и было сделано. Однако для Владимирского тяжеловоза все-таки стоит соблюдать сбалансированный состав и нормы питания и предоставить более-менее комфортное содержание, чтобы животное оставалось здоровым и сохраняло «рабочую» форму.

Лошади могут жить в деннике - изолированном помещении или стойле. При содержании животного в деннике, оно может страдать без общения с другими собратьями. В результате лошадь становится агрессивной, отказывается от еды.

В стойле с общением проблем не бывает, но в нем затруднительна уборка и зимнее содержание. При низких температурах проветривание стойла ограничено, поэтому в холодное время часто лошади подвержены заболеваниям, связанными с застоявшимся воздухом. К тому же заболевшая лошадь может стать источником распространения болезни и заразить других животных. Для того чтобы снизить вероятность появления заболеваний, помещение необходимо дезинфицировать еженедельно.

На каком бы вы варианте содержания ни остановились, высота потолков должна быть 3 метра - это позволяет лучше вентилироваться воздуху. Вентиляция в конюшне необходима, но она не должна создавать сквозняков. Оптимальным вариантом станет установление форточек под крышей.

Большую часть дня конюшня должна освещаться солнечными лучами, темнота сказывается негативно на зрении лошади. Окна делают большие, чтобы свет в большом количестве проникал в помещение.

Пол делают деревянный или из бетона. Более долговечным является последний вариант, для отведения лишней жидкости в нем делают сточные канавы. Для настила используют опилки или солому.

В зимнее время в конюшне поддерживают температуру +8…+11 °C, минимальная - 3 °C тепла. Выше поднимать нецелесообразно, поскольку резкий перепад температур на улице и в конюшне приводит к заболеваемости животных. В теплое время года помещение проветривают и регулярно чистят от навоза. При жаркой погоде окна занавешивают тканью, чтобы сдержать рост температуры, перегрев очень опасен для лошадей.

Уход и кормление

Появление в конюшне Владимирского тяжеловоза не потребует никаких дополнительных затрат как в физическом, так и в финансовом плане. Как и любой лошади, ему требуется регулярный ежедневный уход:

  1. Тяжеловоз создан для тяжелой работы, поэтому в режиме у него должны быть физические нагрузки. Если животное используется по назначению, то осмотры у ветеринара должны стать постоянными, не менее 5 раз в год. Прогулка на свежем воздухе также обязательный пункт в уходе.
  2. В конце дня при теплой погоде коня купают, обдают его теплой водой из ведра или шланга. В холодный период разрешена только сухая чистка, на водные процедуры накладывается табу.
  3. Хвост и гриву ежедневно вычесывают пластиковой расческой, чтобы волосы сильно не путались их обрабатывают специальными спреями.
  4. Обязателен уход за копытами. Их необходимо чистить, регулярно проверять на наличие трещин, травм и дерматита. При обнаружении какого-либо повреждения своевременно обращаются к ветеринару и начинают лечение.
  5. Осмотр зубов не менее важная процедура. Заболевания ротовой полости сильно влияют на общее самочувствие животного.
  6. Рацион лошади должен быть сбалансированным, полноценным и разнообразным. Кормят их 3 раза в день. Лошадь, которая работает целый день, кормят через каждые 2 часа. Трава и сено - это само собой, но тяжеловозу требуется много энергии для физической работы. Ее поставщиком является зерно, но закармливать им тоже нельзя, так как у животного начнутся проблемы с желудком.
    Норму витаминов также увеличивают по сравнению с другими породами. Для восполнения витаминов и минералов в организме животного, ему дают свежие овощи и фрукты. Соль - важный продукт, который дают каждой особи ежедневно.
  7. В свободном доступе у животного должно быть сено и вода. В сутки лошадь выпивает 80 литров чистой воды. В зимний период, когда в рационе в основном сухие корма, объем потребляемой жидкости увеличивается.
  8. Поскольку у животного постоянно выделяется желудочный сок, то оно должно постоянно что-нибудь жевать. Сено должно постоянно присутствовать в кормушке, иначе могут возникнуть серьезные проблемы с пищеварительной системой.


Разведение и потомство

Для разведения подбирают только здоровых чистокровных животных, которые не имеют проблем с поведением. Возраст особей должен быть не менее 3 лет. Лучше чтобы кобыла была больше жеребца.

Случку проводят естественным или искусственным путем. Оптимальное время для нее середина марта - июль. Тогда жеребенок появится в теплое время года, когда нет недостатка в свежей траве. Кобыла отличается хорошей молочностью, поскольку детенышу требуется большое количество молока.

Перспективы разведения Владимирской породы

Время тяжеловозов прошло, машины заменили лошадей, в деревнях редко кто держит этого исполина для работы. На сегодняшний день поголовье породы значительно снижается и можно говорить об угрозе исчезновения этого красавца. Хотя селекционеры до сих пор и работают с ним, но маточное поголовье не насчитывает даже сотни голов.

Но перспектива у Владимирского тяжеловоза все-таки имеется хорошая. Великолепный внешний вид, спокойный и покладистый нрав подходит для туризма, конных состязаний и спортивной охоты.

Спрос и предложение на эту породу есть. Цена за жеребца может доходить до 500 тыс. рублей. В среднем же стоимость колеблется от 200 до 250 тыс. рублей за годовалого жеребца. Цена зависит от региона происхождения, родословной, возраста, пола, вакцинации животного. Жеребец Владимирского тяжеловоза обычно стоит дороже кобылы.

Истинным ценителям лошадей будет интересно узнать несколько любопытных фактов об этой породе:

  • предки тяжеловоза - рыцарские кони, изображения которых до сих пор можно встретить на средневековых картинах;
  • самый крупным тяжеловозом был конь по кличке Мамонт, его рост был более 2 метров, а весил он 1,5 тонны;
  • эти крупные животные могут брать невысокие препятствия и перепрыгивать через небольшие барьеры;
  • стойкая нервная система позволяет лошади работать при любом шуме, грохоте и крике;
  • выносливость владимирских тяжеловозов доказана, именно на них совершали путь от Владивостока до Москвы.

Итак, Владимирский тяжеловоз - эта уникальная порода, которая совмещает в себе мощь и грациозность, энергичность и спокойствие, а колоритный экстерьер покоряет с первого взгляда. Он не требует какого-нибудь специального ухода и становится верным другом хозяину.