Шаманизм как ранняя форма религии. Чо такое шаманизм Что такое шаманизм

Чо такое шаманизм

Слово «шаман», которое правильно произносится как «ша-маан», употребляется сейчас многими поклонниками эзотерического знания, но истинный его смысл ясен далеко не всем. Пришло оно из эвенкского языка и имеет в нем значение «тот, кто знает». Шаманство было открыто в Сибири в XVII?XVIII вв., после чего были найдены свидетельства существования этого явления во всем мире. Первым известным литературным произведением, посвященным шаманам, стала шуточная пьеса Екатерины II «Шаман сибирский».

В наше время многие люди считают, что шаманы были кем?то вроде народных лекарей, а другие представляют их себе как людей с загадочной душой й демоническим взглядом. На самом деле шаман - это просто человек (мужчина или женщина), который по собственной воле может изменять состояние своего осознания для того, чтобы контактировать с другими измерениями бытия и (или) путешествовать туда для получения знаний и силы. После того как его задача выполнена, шаман возвращается обратно в наш мир, «домой», чтобы использовать эту силу и знания, принося пользу самому себе или другим людям.

Шаманизмом антропологи называют архаический магически - религиозный феномен, в котором главным является искусство вхождения в состояние экстаза. Присущий шаманизму комплекс религиозных и экстатических элементов, а также специфическая идеология существуют на протяжении тысячелетий во многих в целом весьма отличающихся друг от друга культурах.

Главной фигурой в традиции шаманизма является шаман - владеющий недоступными для остальных людей знаниями и навыками человек, который может специализироваться в каком?то определенном магическом искусстве (например, власть над огнем или магический полет). Наиболее часто встречающейся специализацией шаманов является врачевание.

Основная отличительная характеристика шаманизма состоит в его акценте на достижении состояния транса. Используя такие методы, как ритмичный барабанный бой, танец, пение, принятие психоактивных естественных препаратов или просто волевое усилие, шаман производит в своем сознании сдвиг, который позволяет его душе совершить путешествие в место, которое традиционно называется миром духов. Во многих архаичных культурах эта «потусторонняя» вселенная разделяется на три основных области: Верхний мир, Средний мир и Нижний мир. Кроме того, шаман использует духов - помощников, с которыми он или она может вступать в связь, постоянно сохраняя контроль над своим собственным сознанием. Есть примеры того, как душа шамана попадала в плен к этим духам, но это скорее исключение, чем правило.

Большинство шаманов в тех сообществах, где шаманизм всегда был частью жизни, являлись и являются мужчинами. Однако следует отметить, что и женщина может стать шаманом, и такие случаи встречались. В Монголии, до того как эта страна попала под власть Китая и в ней силой было установлено патриархальное устройство, шаманизм вообще был уделом почти исключительно женщин.

В традициях шаманизма имеется несколько более или менее общих для всех культур практик, которые были изучены современными исследователями. Это явилось одной из причин появления нового направления в науке - «антропологии сознания». Признание трансперсональной психологии как «четвертой силы» в психологии позволило начать изучение природы и истории эволюции человеческого сознания методами, которые были ранее недоступны исследователям. Одновременно интерес к шаманизму выплеснулся за пределы академических кругов, и все большее количество людей начало самостоятельное изучение шаманских практик, чтобы достичь измененных состояний сознания.

Именно шаманы традиционных культур изобрели такие техники, как ясные сны (осознание человеком во сне того факта, что он спит, позволяющее превратить обычное сновидение в увлекательное магическое путешествие. - Прим, авт.) и выход за пределы физического тела. В наше время эти методы исследования внутреннего пространства были изучены многими людьми. Некоторые из них были учеными, некоторые - потомками шаманов прошлого, прочие попытались придать этим знаниям более современную форму, в результате чего появился нетрадиционный, или неошаманизм. В последние годы, одновременно с возникновением рэйв-культуры, начало набирать силу новое направление, которое называется техношаманизмом. Его движущим средством являются синтезированные с помощью компьютерных технологий ритмы и мелодии, воздействующие на подсознание и помогающие погружению в состояние экстаза.

Огромную роль в любых формах шаманизма в течение тысячелетий играли практики, связанные со знакомством с собственной смертью. Пройти инициацию, т. е. обряд посвящения в шаманы, мог только человек, который до этого в результате болезни, травмы или других причин стоял на грани смерти и заглянул ей в лицо. В последующем шаман также неоднократно с помощью определенных отваров или других средств сознательно доводил себя почти до смерти, что давало ему определенную свободу от привязанности к окружающему миру и позволяло увидеть другие миры.

Упоминание этих методов можно найти во многих старых документах, в которых описываются шаманские обряды архаических культур, будь то в Сибири, в Америке или в других регионах нашей планеты. Такое же глобальное распространение имели вызывающие в наше время большой интерес техники работы со сновидениями, при помощи которых человек может осознать себя спящим и оставаться бодрствующим во время сна.

Однако наиболее типичными для всех форм традиционного шаманизма являются методы сознательного выхода за пределы физического тела. Эти путешествия души могут отправить шамана в нижние миры, в верхние уровни реальности, в параллельные физические миры или просто в другие места нашего мира. Например, такой феномен, как магический полет, в большинстве случаев описывается не как путешествие во внутреннем пространстве, а как реальный полет шамана, не связанного ограничениями физического тела.

Как уже упоминалось выше, побуждение стать шаманом появляется у человека как прямой результат переживаний, связанных с близостью собственной смерти. В качестве обычных примеров упоминаются такие случаи: попадание молнии, падение с высоты, серьезная, представляющая угрозу для жизни болезнь, а также непроизвольное появление сна высокой ясности, в котором человек умирает или какие?то его органы заменяются на другие, приводя таким образом к повторному рождению. Выживание после таких внутренних или внешних «прикосновений смерти» дает шаману особый опыт, который усиливает его способность эффективно воздействовать на других людей. Обладая опытом такого рода, шаман легче может понять, что необходимо сделать в конкретной ситуации.

Из книги Освобождение автора

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич

Из книги Путь шамана или Шаманская практика Руководство по обретению силы и целительству автора Харнер Мишель

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

Из книги Шаманизм автора Лойко В. Н.

Шаманизм и экология Одним из недостатков современной жизни является то, что мы настолько поглощены ежедневной рутиной и привычными действиями, что забыли об элементарных радостях, которые предлагает жизнь на нашей планете. Как часто вы останавливаетесь осенью, чтобы

Из книги Возвращение к здоровью или как вылечить свое тело и душу без врачей и лекарств. Руководство по основам исцеления автора Ковалев Сергей

Шаманизм в Сибири Сибирский шаманизм уходит своими корнями в незапамятные времена. Именно из этого региона произошло само слово «шаман», которое стало в наше время интернациональным. «Классический» образ сибирского шамана, каким его себе представляют большинство

Из книги Энциклопедия умного сыроедения: победа разума над привычкой автора Гладков Сергей Михайлович

Шаманизм у арабских кочевников У арабских племен бедуинов традиция шаманизма имеет свое собственное развитие. Местные шаманы называются здесь «фукара», что означает «слабый», так как большинство из них воздерживаются от употребления тяжелой пищи. Результатом этого

Из книги Никак. Нигде. Никогда автора Bанг Джулия

Шаманизм в Лапландии

Из книги Освобождение [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. I ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Шаманизм у народов Индонезии Термин «шаманизм», которым вначале обозначали религию некоторых сибирских народов, со временем стали применять и для характеристики религиозных представлений ряда народов малайского мира - семангов, сеноев, джакунов, кубу. Формы шаманизма

Из книги автора

Шаманизм у джакунов и кубу Джакуны, численность которых составляет 21 тыс. человек, населяют южную часть Малаккского полуострова.Роль и положение поханга (поянга) или бомоха у джакунов во многом совпадают с ролью халака у се - мангов и сеноев. Свой дар поханг джакунов, так

Из книги автора

Шаманизм у ибанов Ибаны - группа народов, (общая численность которых составляет 272 тыс. человек, населяющих внутренние и прибрежные районы Северо - Западного Калимантана. Шаман, который называется манаигом, занимает в племени второе по значению место после вождя. Часто,

Из книги автора

Из книги автора

Что такое ГМО ГМО – это генно-модифицированные организмы. Биотехнологи научились извлекать одиночные гены из ДНК одного организма и внедрять их в ДНК другого, пересекая при этом даже межвидовые барьеры. Например, ген насекомого или иного животного может быть вставлен в

Давайте поговорим, о скорее всего самой древнейшей религии мира – Шаманизме, рассмотрим его основные идеи, принципы, философию и суть. Ведь даже сегодня шаманизм довольно широко распространен во всем мире: Азия, Африка, Америка, Европа и конечно народы всего крайнего севера.

Более того, можно предположить, что Шаманизм существовал почти во всех существующих народностях мира. Ведь в теории шаманы могут ответить на многие вопросы, входя в трансовое состояние и общаясь с духами природы, а возможно они просто могли считывать информацию из окружающего пространства. А как известно люди очень хотят узнать свое будущее, судьбу или пообщаться с любимыми которые уже оставили этот мир.

История возникновения Шаманизма

Историки относят возникновение шаманизма к каменному веку, когда первый человек смог добыть огонь и его интересовали силы природы, поскольку он напрямую от нее зависел.

Надо сказать, что тогда люди были более открытыми для природы и общения с ней, и шаманизм служил методом слияния с природой, а не её подчинения , как сейчас пытаются сделать современные люди.

Вместо того чтобы жить в гармонии с природой, современный человек выкачивает все ресурсы и максимально загрязняет окружающую среду.

Слово «шаман » переводится как «колдун» и конечно это более позднее название, лучше обозначить это как «познание ». То есть познание окружающего и скрытых возможностей человека. Как раз сутью шаманства и является познание мироустройства, общение и получение знаний .

Обычно суть шаманизма сводиться к тому, что с помощью преображения в нечто иное, одеваясь в шкуры животных, исполняя определенные танцы и звуки, человек может войти в иное состояние ума, которое в современном мире называют измененным сознанием или трансом.

Теоретически в этом состоянии шаман может посещать различные измерения, как духов, так и богов. Так же в этом состоянии возможно получение ответов на вопросы, которые ожидают от него люди его общины или человека, который желает получить излечение от своей болезни.

И обычно из поколения в поколение и из уст в уста передавались определенные методики и техники вхождения в измененное состояние. Кстати фотографии можно увеличить, и фотографии реальных шаманов крайнего севера приехавших из Забайкалья, одного из самых мистических и «шаманских» мест планеты.

Основные идеи Шаманизма

Поскольку люди с самого каменного века живут на природе, конечно, такое существование должно быть гармоничным. И чтобы жить в гармонии с природой, люди как само собой разумеющееся стали обожествлять силы природы. Наделять все ее элементы, такие как вода, огонь, ветер, камень, дерево, река и другие, какой-то сущностью или духовностью, а также часто приписывать им и человечески качества.

Так возникли духи воды, земли, камней и другие. Конечно, и страх присутствовал перед силой природы и различными духами. В этом плане шаман становится посредником между духами природы или духами умерших предков, и самим человеком.

Поэтому основная польза и идея возникновения шаманизма заключается в том, что входя в особое состояние, шаман получает ответы на многие вопросы, например, как сделать так, чтобы погода была благоприятна для урожая, он может поговорить с духами твоих умерших, предсказать судьбу или сказать, как излечить какую-то болезнь.

Иногда для этого предсказания и общения с духами требуется какой-то особый ритуал или приношение жертвы, для получения ответов.

Принципы Шаманизма

Иногда шаманами становятся по родословной и знания передаются из поколения в поколение. И все же одним из принципов щаманизма считается, человек по-настоящему становиться шаманом, когда он способен входить в измененное состояние и общаться как с духами местности, так и с духами предков и даже иных измерений.

Кто такой настоящий шаман?

Настоящий шаман также может и путешествовать по таким измерениям, получая трансцендентный опыт. Поэтому принцип шаманизма в индивидуальном опыте, получаемым конкретным человеком.

У каждого шамана есть какой-то свой ритуальный предмет (амулет или предмет силы) и свои наработки для вхождения в трансовое или измененное состояние.

Считается, что шаман также может помочь умершей душе найти правильный путь к своему богу, чтобы духи и сам Бог приняли умершего.

Почему и зачем нужны шаманские ритуалы

Вот допустим существует дух или какой-то бог, и у каждого есть свое измерение существования, которое невидимо человеческому глазу. И чтобы войти в состояние бога или этого духа, нужна имитация или преображение в какой-то образ.

Вот здесь и приходят на помощь различные преобразующие из человека в шамана вещи: это и определенные наряды, танцы, ритуалы и звуки.

Таким образом шаман используя эти вещи и настраиваясь входит в измерение духа общается с ним. Кроме того, дух может осуществлять руководство по путешествию в измерении духа или даже за его пределами.

Что касается, например, просьбы от общины людей для своего процветания и благополучия, то считается, что шаман может передать просьбу или подношение небесным богам или духам.

Таким образом, в ранние века шаман выполнял важную функцию посредника между человеком и неведомыми обычному человеку силами природы и невидимого мира духов, и это главное назначение и цель шаманских ритуалов.

Практика Шаманизма

Обычно у шамана, особенно у начинающего, существует набор одежды для выполнения шаманского ритуала. Это может быть и накидка из шкуры животного или маска.

Также используются некоторый ритуальные принадлежности в виде музыкальных инструментов, например, бубен или колотушка. Что интересно иногда еще до ритуала шаман пытается выполнить его перед сном, закладывая определенную информацию.

Почему шаманы наряжаются в птиц?

Таким образом, например, в Монголии шаманы общаются с духами природы. Птица – это символ проникновения в иные миры и одежда у шаманов соответственная , украшенная перьями из птиц. А сами они во время танцевального ритуала представляют образ птицы и себя также в этом образе.

Так получают слияние с природой или с духами природы. И чем больше восприимчивость шамана, тем глубже он проникает в иные измерения или начинает общаться с какими-то духами природы или иных измерений. В Европе и остальном мире подобное называют медиумизмом, а человека который может общаться с духами медиумом, хотя это и не всегда одно и тоже, но довольно близко.

Шаманская техника получения ответов на вопросы

Шаманские техники часто довольно просты, например, для получения ответов на свои вопросы вы можете лежать или сидеть, здесь главное расслабить свое тело.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, закройте глаза. Представьте, как на вдохе в вас проникают золотые спирали энергии и вас наполняет золотой свет. Вы полностью расслаблены.

Ваш мозг содержит место, которое называется «комнатой ответов», где находятся ответы на вопросы (современная психология называет это подсознанием). Нужно просто найти тропинку к этой комнате. Этим местом может быть и чердак вашего дома, и лесная тропинка и далекий морской берег. Вам нужно найти то место, которое вам по душе и в этом месте вы должны «увидеть» дверь.

Почувствуйте сильное желание оказаться перед дверью и увидьте себя там, стоящим перед этой дверью. А теперь зафиксируйте в своей памяти, как выглядит эта дверь, ее цвет и как выглядит ручка двери, и затем входите в эту дверь. Войдя в комнату, вы видите мягкую мебель, диван, кресло, а также прекрасные картины знаменитых художников, эзотерические книги и конечно цветы.

На столе вы видите самовар, чашки для чая. Также в комнате есть стеклянные двери для выхода в красивый сад. Почувствуйте себя как дома в этой комнате, здесь также вы можете увидеть вещи, который вам нравятся.

Устройтесь удобно в комнате и подумайте о том, что хотели бы узнать. Рассматривайте каждый предмет в этой комнате, останавливаясь на каждом из них. Затем четко сформулируйте вопрос, на который хотите получить ответ и попросите, чтобы ответ на этот вопрос был вам дан в течение трех последующих дней.

После этого забудьте о вопросе и просто сядьте в мягкое кресло, налейте себе чай и пейте в свое удовольствие. Вы должны быть уверены, что обязательно получите ответы на свои вопросы.

Это практика внутреннего самоуправления и самопознания. Далее достигнув совершенства в этой технике, вы сможете, даже просто подумав о комнате ответов, получать ответы на любые свои вопросы, ведь даже современные ученые утверждают, что в подсознание человека записывается вся информация.

Иначе как можно объяснить, что человек в кабинете у гипнотизера может вспомнить даже себя в детстве, а возможно и свои прошлые жизни, о чем говорит отдельная правда неофициальная наука регрессивная терапия , о которой мы подробно уже писали на нашем портале.

Вывод:

Шаманизм, конечно, является важной частью культурного и религиозного наследия земли. Если бы каждый человек стал шаманом, то, наверное, земля превратилась бы в мистическое место, место знаний, где каждым может читать свое подсознание и информацию, накапливаемую вещими, камнями водой и т.д.

И не так принципиально даже нередкое использование различных одурманивающих средств некоторыми начинающими шаманами, так как в итоге практически все они приходят к тому, что подобная связь возможна и без всего этого, и входи в способности любого человека. Однако, цивилизация пошла своим путем, и она такая, какая есть.

Все же пусть каждый из нас найдет свой путь, путь который поможет создать гармонию на планете и всеобщее благосостояние. Ну а мы в свою очередь на портале Обучения и Саморазвития будем продолжать писать . Например, рекомендуем вам ознакомиться с , так как в ней также почитаются различные силы природы и духи давно ушедших предков.

шаман»-исступленный): одно из направлений анимизма, совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность особых лиц (шаманов) быть посредниками между людьми и духами. Общение с духами осуществляется шаманами в процессе камлания – особого ритуала, совершающегося в состоянии экстаза и сопровождающегося плясками, песнопениями и заклинаниями, ударами в бубен, сеансом гипноза и т. п. Дар шаманства считался наследственным и являлся достоянием мужчин. Признавалось, что шаманам присущи такие сверхъестественные свойства, как способность предвидеть и предсказывать будущее, избавлять соплеменников от болезней, обеспечивать удачу на охоте или рыбной ловле, вызывать изменения в природе, провожать умерших в подземный мир и т. п. Шаманизм и ныне существует у коренных народов Австралии, Азии, Америки и Африки, придерживающихся первобытных религиозных верований, а также у северных народностей. Следы шаманизма легко обнаруживаются практически во всех современных религиях: в обрядах, ритуалах, характере культовой деятельности духовенства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Шаманизм (шаманство)

ранняя форма религии, возникшая при первобытнообщинном строе, когда основой жизнеобеспечения были охота, рыболовство, собирательство (присваивающее хозяйство). В прошлом, видимо, существовал повсеместно. У аборигенного населения Сибири (см. Народов Сибири верования) и Европейского Севера (как и у мн. др. народов мира) Ш. сохранялся большей частью в пережиточных формах вплоть до 19–20 вв.; кое-где продолжает жить и в наши дни. Осн. концепцией Ш. принято считать веру в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами и божествами, от к-рых зависит благополучие людей. Эти посредники шаманы, защищающие интересы своих соплеменников, характеризуются следующими особенностями: их избирают, «пересотворяют», наделяя сверхъестественными возможностями, и обучают сами духи; цели ре лиг. культа предполагают непосредственное общение с духами, для чего шаман (его душа) обязан посещать иные миры; ритуальные действия шамана возможны лишь при поддержке духов-помощников, с к-рыми у него отношения непростые: он совсем не полновластный хозяин своих духов. Однако объяснение Ш. не может быть сведено к фигуре шамана. Все особенности шамана как священнослужителя исходят из принципов мировоззрения, сложившегося на ранних этапах истории человечества, и именно эти идеи должны быть раскрыты в определении. Главные отличительные черты мировоззрения, составляющие идеологическую основу шаманства, таковы: 1) оживление или одухотворение: понятие «неживая природа» чуждо архаичным представлениям; все вокруг дышит, чувствует, населено духами; 2) вера во всеобщую взаимосвязь в природе, включая иные сферы вселенной; 3) человек не отделяет ссбя от окружающего мира; он не «царь природы», а одно из звеньев в цепи различных форм жизни; 4) вера в возможность для человека быть наделенным нек-рыми качествами духа и в силу этого сопричастным миру богов и духов; 5) убеждение, что таким людям, обладающим особыми сверхъестественными свойствами, близок и доступен для постоянных посещений космос, где обитают духи и божества. Это мировоззрение не знает соц. противоречий. Разумеется, перечисленные черты не исчерпывают всего богатства необычайно сложной системы взглядов на мир людей охотничьих об-в.

Для культовой практики Ш. характерны ритуалы (камлания), изображающие путешествие шамана в иные миры. Во время камланий шаманы обычно впадают в экстаз или транс (измененное состояние сознания), ибо именно в таком состоянии считается возможным их общение с духами, включая и духов-помощников. Для проведения камланий шаману необходимы ритуальные атрибуты костюм, бубен, посох, нередко и «идолы», вместилища духов. Обрядовый костюм был неодинаков у разных народов. Обычно он воспроизводил обобщенный образ зверя-птицы. В наиболее архаичных формах шаманское одеяние изображало только одного зверя (олень, медведь) или птицу, уподобляя шамана его гл. духу-помощнику, или покровителю, к-рый представлялся в виде животного или птицы. Костюм украшали многочисленные подвески, каждая из к-рых имела свое значение и указывала на силу шамана и его связь с духами.

Еще более важный культовый атрибут бубен считался живым существом духом в образе того животного, кожей к-рого был обтянут обод. С этим представлением у мн. народов Сибири был связан сложный обряд «оживления» бубна, внедрения в бубен души животного. На оживленном бубне-животном шаман совершал во время исполнения обряда свои путешествия в царство духов. Это верховное животное было одновременно и внешней душой, «вторым Я» шамана, отчего тот должен был его прятать от врагов в глухой тайге, оберегая тем самым свою жизнь. Если враг найдет и погубит это животное, он убьет и шамана. С бубном теснейшим образом связана жизнь шамана. У ряда народов Саяно-Алтайского региона жизнь шамана исчислялась кол-вом бубнов, к-рое устанавливал ему дух-покровитель. При этом определялся и срок камлания каждым бубном, в пределах от одного до двух лет. Когда кончался срок камлания последним бубном, шаман должен был умереть.

При единой для разных культур сути Ш. его формы, конкретные проявления были неодинаковыми у разных народов. Не были похожи ритуальные костюмы, бубны, обряды, представления о духах, об устройстве вселенной, а также деление шаманов на разные категории. В лит-ре распространено мнение, что главной функцией шамана было излечение от болезней. Однако функции шамана были многообразны и охватывали практически все стороны жизни коллектива. У нек-рых народов уже в 19 в. Ш. существовал в пережиточном виде, утрачивая на глазах наблюдателей свое прежнее соц. значение. Влияние христ-ва (а на юге Сибири и буддизма), разрушение устоев традиционного образа жизни привели к резкому упадку Ш. в нач. 20 в. В 1923 исследователь сибирского Ш.В. И. Подгорбунский писал: «С каждым годом исчезает шаманизм: сглаживаются в памяти народов прекрасные легенды, исчезают шаманские костюмы и бубны».

В послереволюц. время, после окончания гражданской войны, начался период гонений на шаманов. Постановление Президиума Якутского ЦИК «О мерах борьбы с шаманизмом в Якутской АССР» (1924) признало Ш. явлением особенно вредным, тормозящим культурно-национальное возрождение и политич. развитие народностей, заселяющих ЯАССР. Была разработана инструкция «О порядке привлечения к служебной ответственности шаманов за совершение преступных деяний, предусмотренных УК РСФСР» (1924). Местные власти заставляли шаманов всенародно отказываться от своей профессии, отбирали бубны, нек-рые шаманы погибли. Особый размах преследование шаманов получило в кон. 20 нач. 30-х гг. В период массовой коллективизации Ш. был объявлен «тормозом социалистического строительства», «реакционной контрреволюционной силой», «идеологией кулачества и родовой знати». На Таймыре особая активность борьбы с Ш. пришлась на годы войны; нганасанский шаман Тубяку дважды сидел в тюрьме в 40-е гг. Но в целом в годы Великой Отечественной войны деятельность нек-рых шаманов возобновилась; традиционные обряды проводились только в своей среде, тайком от посторонних людей, и чаще всего не в полном объеме. В 50 - 60-е гг. боязнь преследований ослабла, и этнографам удавалось присутствовать на камланиях и расспрашивать шаманов об их воззрениях и особенностях ритуальной практики.

В 80-е гг., в условиях «перестройки» и идеологического плюрализма, запреты на религ. деятельность уходят в прошлое. Для всех народов России становится характерным возросшее внимание к религии. У народов Сибири и Европ. Севера происходит бурный рост интереса к Ш., в к-ром теперь принято видеть важную часть самобытного культурного наследия. Мн. представители национальной интеллигенции обосновывают и распространяют взгляд на III. как на мировоззренческую основу традиц. духовной культуры. Так, из среды якутской и тувинской интеллигенции исходит мысль о тесной связи возрождения Ш. с укреплением и развитием этнического самосознания. В дискуссиях, шедших во время конференции «Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции» (Якутск, 1992), высказывалось убеждение, что не только для возрождения этнической культуры, но и для создания национальной государственности нужна своя идеология, опирающаяся на традиционное мировоззрение, в т. ч. и на концепции Ш. В Хакасии программный документ общественно-политич. партии «Тун» (1988) провозглашает: «Возродить традиционное мировоззрение хакасского народа шаманизм». В связи с возрождением хакасской государственности «Тун» провел праздник «Аде-Хоорай» (1991), посвященный памяти предков. Было совершено общественное моление с жертвоприношением и шаманским камланием. Повсеместно утратила секретность деятельность шаманов по излечению больных.

Масштабы и особенности возрождения Ш. у разных народов неодинаковы. Г оды, когда шаманы преследовались или порицались, не прошли бесследно. Преобразования, изменившие быт аборигенных народов, вытеснили из их жизни обычаи и воззрения, к-рые были питательной почвой для существования Ш. В наши дни шаманов (в сравнении с предреволюц. временем) немного, и далеко не каждый из них способен воспроизвести с должной полнотой традиции своей профессии. Ш. и прежде впитывал в себя идеи иных мировоззренческих систем буддизма, ислама, даже христва. Шаманы кон. 20 в. (в особенности из городской среды) также воспринимают нек-рые понятия и термины новых для России религ. учений, в частн. современных ответвлений или сект индуизма.

Наиболее полно традиции Ш. сохранились среди тувинцев и бурят. Летом 1993 в Туве состоялся 1-й тувинско-американский научно-практический семинар ученых шамановедов и шаманов. Практикующие шаманы в ритуальном облачении и с бубнами были заметными участниками семинара. В связи с этим событием вышло в свет постановление Правительства Республики Тыва (Тува) № 383 от 15.10.1993, подписанное Президентом Республики Тыва Ш. Ооржаком; в нем говорится о поддержке решения семинара о создании при Тувинском краеведческом музее научного центра по изучению Ш. с целью комплексного исследования «этого древнего феномена мировой, в частности тувинской, культуры, проблемы воздействия Ш. на экологию культуры человека и окружающей среды, возможности его использования в оздоровлении духовности современного человека». Постановление предусматривало выделение средств на содержание научного центра и «организацию эксперимента по совместной работе с пациентами профессиональных медиков и шаманов». Главам администрации р-нов рекомендовалось создать необходимые условия «для врачевания практикующих шаманов, зарегистрированных в обществе шаманов «Дюнгюр». Летом 1993 в Бурятии по инициативе интеллигенции было проведено общественное моление (тайлаган) на св. месте Белый камень, связанном с широко почитаемым божеством Буханойон. Тайлаган был задуман как всенародное мероприятие в целях укрепления этнического единства бурят. Моление проводили известные шаманы, поднявшиеся на гору к святилищу. Тайлаганы местного значения стали совершаться широко уже в 80-е гг.; в р-нах, где ламаизм не получил распространения, этими ритуалами обычно руководят шаманы.

Летом 1996 в Бурятии (г. Улан-Удэ, берег оз. Байкал) состоялся международный научный симпозиум «Центрально-азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты». Наряду с научными работниками и здесь участниками встречи были бурятские, монгольские, тувинские шаманы в традиционном облачении, совершившие ряд культовых церемоний, в т. ч. обряд посвящения хакасской шаманки, поездку на св. о-в Ольхон.

Новые общественно-политич. условия России сделали возможным достаточно широкие контакты зарубежных исследователей с шаманами. Американская организация Фонд шаманских исследований (М. Харнер) объявила «живым сокровищем шаманизма» 83-летнюю нанайскую шаманку Линдзу (1993) и тувинского этнографа и шамана М.Б. Кенин-Лопсана (1994). Российские шаманы путешествуют в др. страны. 93-летний ульчский шаман М. Дуван летом 1996 побывал в Калифорнии, где делился знаниями с участниками семинара, организованного Фондом шаманских исследований. Летом того же года группа тувинских шаманов посетила Австрию и Швейцарию в связи с 1-м международным конгрессом психотерапии в Вене. Известная бурятская шаманка Надежда Степанова в 1996 вела семинар в Италии.

Даже шаманы с хорошей репутацией пользуются доверием лишь части окружающего населения. В одних местах эта часть невелика, в других значительна (гл. обр. в зависимости от прочности сохранения шаманских традиций). Среди людей, надеющихся на исцеление с помощью шамана, есть представители разных народов, в т. ч. русские, украинцы и др., обычно живущие в том же р-не, что и шаман. Время от времени шаманы приезжают в крупные города. Некрые из них проводят массовые сеансы. Так, весной 1996 в ряде московских кинотеатров выступал Верховный шаман Сибири Оюн-батыр. Реклама обещала, что шаман поможет «повысить умственную и физическую работоспособность, половую активность, полностью избавиться от порчи и сглаза» и т. д. Другие шаманы навещают своих сравнительно немногочисленных пациентов. Целым рядом русских и иных европ. народов России сибирские шаманы воспринимаются как экстрасенсы или народные целители, и обращение к шаману не означает интереса к Ш. как религ. мировоззрению.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ее ранней формой. Другие убеждены, что это не религия, а методики терапии и экстатического переживания, к которым прибегают для вступления в контакт с духами. Возникновение его относят к каменному веку ― периоду, который часто именуют зарей истории человечества. Многие народы сохранили шаманизм до наших дней.Центром развития этого явления считаются Сибирь и центральные районы Азии. Здесь его впервые описали и только затем нашли аналогичные практики в других регионах и континентах.

Приверженцы шаманизма верят, что во Вселенной живут злые и добрые духи, от поведения которых зависит жизнь отдельных племен и человечества. Контактировать с духами и являться посредником между ними и человеком способен исключительно шаман. Чтобы войти в связь с духами, ему необходимо достичь максимального экстаза во время камлания ― шаманского сеанса.

Шаманы

Элементарные формы шаманизма зародились очень рано. На Оленьем острове было обнаружено захоронение шамана. В этом могильнике было обнаружено не только тело мужчины, но и роговой жезл с изображением лосихи и множество птичьих костей. Возле него были погребены две женщины, которых, вероятно, принесли в жертву.

Шаман выступает в качестве центральной фигуры рассматриваемого явления. Его наименование происходит от эвенкийского «саман», что означает «человек в состоянии исступления». Обычно в его функции не входит принесение жертв или совершение обрядов, связанных с религией, он не жрец. Исключение составляют южноамериканские шаманы, которые полностью исполняют функции посредников между богом, духами и людьми.

Главная задача шамана ― лечить захворавших людей. Кроме того, во многих народах они «сохраняли души» младенцев. В древние времена много детей погибало, не достигнув юношества. Их семьи верили, что после проведения особых обрядов душа умершего ребенка помещалась в «душехранилище», внутри которого о ней заботились помогающие шаману духи.

Защищать от злых духов приходилось и молодоженов. Помощь шаманов требовалась и при переездах, праздновании различных событий и проведении религиозных обрядов. Еще в ХХ веке те праздники, в основе которых лежит промысловый культ, происходили в присутствии шамана.

И поныне находятся люди, утверждающие, что могут проникать в потусторонний мир. Но только приобщенный к шаманизму по-настоящему может влиять на тот мир, управляя своими духами-помощниками. Большинство истинных шаманов никогда не использовали свои силы для заработка денег, оставаясь на протяжении всей жизни бедными людьми. Многие из них, чтобы выжить, и сейчас занимаются разведением скота.

Важным правилом является помощь всем, кто попросит. Отказать шаманы не могут, поэтому деятельность, связанная с духами, чаще мешает в повседневной жизни, чем помогает. Проводя все время за общением с духами, они не успевают сделать запасы или заняться бытом. Но, несмотря на бедность, они имеют высокое социальное положение в том обществе, где живут. К их словам прислушиваются, а их самих уважают и после смерти.

Такие правила всегда обязывали их:

  • знать мифологию своего племени или народа;
  • разбираться в сказаниях;
  • наизусть помнить молитвенные призывания;
  • проводить обрядовые церемонии;
  • петь заклинания.

Они всегда обладали особыми умениями, которые были сродни чудесам: укрощать огонь, летать, превращаться в животных, ходить босиком по углям.

Некоторые культы имеют свою классификацию «общающихся с духами». В ее основе лежит три фактора:

  1. их сила;
  2. сила духов, с которыми они общаются;
  3. отношение к людям.

Многое из перечисленного зависит от того, как получил шаман свои способности: унаследовал от предков или развил при жизни.

Мифы

Каждая традиция шаманизма хранит свою историю о появлении первого шамана. У всех у них есть похожие элементы: упоминания о Мировом Древе и Птице. По преданию, есть гигантское дерево, на ветвях которого свиты большие гнезда. На верхних ветках рождаются более сильные шаманы, на нижних ― более слабые. У них одна общая мать ― Хищная Птица, которую изображают с головой орлицы и железным оперением. Великим шаманам, чтобы вылупиться, нужно три года, слабым ― год.

В момент рождения души Мать-птица передает ее дьяволице-шаманке. Некоторые мифы гласят, что душа удерживается столько времени, сколько ей нужно для впитывания всех сакральных знаний, а тело все это время больно. Когда шаман уже может использовать свои знания на практике, его сила по-прежнему находится в том гнезде, где произошло его рождение. Поэтому первоочередная задача шаманов, воюющих в облике животных, ― стереть с лица земли гнездо противника.

Есть мифы и о причинах угасания шаманизма, по которым он которое становится все менее распространенным. Согласно им первый шаман соперничал с Богом и был наказан за это, потеряв могущество. Поэтому у всех последующих шаманов уже меньше волшебных сил.

Мифы говорят и о том, что если первые маги получили свои способности от духов, то современным они передались по наследству. Поэтому они не могут видеть духовный мир так хорошо, как их предки.

Космология

Во время камлания шаман совершает путешествие, перемещаясь между мирами. Большинство народов, практикующих это, верят в три мира, которые соединены друг с другом осью, натянутой между Мировой Горой и Мировым Древом.

Под тремя мирами понимают небо, ад и землю. У этих сфер бытия могут быть свои уровни, обычно их от семи до девяти. Само число семь является магическим. Так, народы Западной Сибири знают, что перед камланием шаману следует на протяжении семи суток лежать без сознания, вступив в контакт с душами. Другие народы привыкли к тому, что перед экстазом шаман съедает грибы с семью пятнами на шляпке.

Каждый уровень имеет своего владыку, с которым шаману нужно вступить в контакт при путешествии в верхние или нижние миры. Делая это, он может приносить дары небесным богам. Такое путешествие отражает взгляд на структуру мира древних людей.

Выбор

Не каждому человеку дано стать проводником в пространство духов, связующим звеном между верхним и нижним мирами. Бывает, что способности к этому достаются генетически, но нередко сами духи или божества награждают избранного таким даром. Изредка люди могут начать шаманить по собственной воле. Но вне зависимости от того, принято решение по требованию духов-покровителей или является следствием собственных желаний, все начинается с выбора.

Избранность человека понятна по тому признаку, что он награжден сверхъестественными силами. Чаще всего это означает особую способность к экстатическим переживаниям.

Получить ее можно, например, будучи представителем соответствующего рода. Когда отец семейства умирает, проводится специальный ритуал. В некоторых племенах передача знаний происходит еще при жизни родителя. Иногда знания передаются не сыну, а внуку.

Если у шамана нет детей, он может передать способности любому человеку, который, по его мнению, способен их вынести. Существуют племена, в которых передача знаний происходит по женской линии; признаки избранничества остаются теми же.

Человек может быть избран, встретившись с богами или духами во сне. Чаще всего это происходит, когда он болен. Духи, материализующиеся в виде птиц или животных, говорят, что выбранному назначено судьбой стать шаманом и вести жизнь, отличную от привычной. Случается, что духи слышат отказ. Тогда они истязают тело избранного болезнями, пока тот не даст согласие.

Иногда признаком будущего шамана считается рождение ребенка «в рубашке». Такой ребенок растет непохожим на сверстников. Если, войдя в юношеский возраст, он начинает петь по ночам, ему следует прийти к опытному шаману и попросить обучение техникам.

Некоторые племена считают, что необходимо заключить брак с духом. Это верование развито, например, в Индии. Другие верят, что дух проникает в тело человека и начинает им управлять, тогда развивается одержимость.

Общие признаки того, что человек отмечен:

  • наличие экстатических переживаний, которое подтверждается снами, видениями божеств и духов, впадением в транс;
  • приобретение знаний о том, как проводить техники, встречаться с духами, говорить на тайном языке и т. д.

Можно сказать, развивается «шаманская болезнь», при которой спонтанно проявляется или наследуется шаманское призвание. При этом сопротивление болезни лишь усиливает ее тяжесть, поэтому человек вынужден смириться и покориться воле духов. У избранных нет другого выхода.

Церемония посвящения

Любые мистические учения подразумевают обряд посвящения, и шаманизм не исключение. Инициация является ключом к пониманию внутренней стороны бытия, она выводит шамана на другой уровень сознания и восприятия, погружает его в новый мир.

Процесс посвящения разделен на три части:

  • страдания;
  • гибель;
  • воскрешение.

Все начинается, когда человек открывает свою избранность. Тогда духи уводят его подальше от людей, обычно в лес. Там он может объединиться со своими духами-покровителями и открыть для себя тайны мира и своего нового ремесла.

Через болезни духи убеждают человека, что он должен согласиться стать шаманом. Часто болезнь так сильна, что человек умирает. Воскреснув, он обретает новые знания, а часто и сверхспособности.

Иногда инициация сопровождается ритуальным жертвоприношением: убивается и съедается какое-либо животное. В южноамериканском шаманизме большую важность имеет процесс интоксикации табаком. Практически ни одна инициация не обходится без восхождения к небу. При этом неофит может влезать на дерево, всходить на крутую гору, совершать полет.

Помощники

Каждый шаман имеет своих духов-покровителей, которые помогают ему, когда он взаимодействует с ними во время камлания. От того, насколько их много, зависит его могущество. Каждый дух награждает его какими-то способностями, недоступными обычным людям.

Чтобы совершать обряды, шаманы призывают своих духов с помощью особой песни. Они повторяют ее снова и снова, не останавливаясь, пока их призыв не будет услышан. В этот момент шаман находится в состоянии экстатической радости, нередко сопровождаемой слезами.

Приходящие на помощь духи не всегда призываются для благородных целей. Некоторые шаманы используют их, чтобы исцелять людей, искать пропавших в лесу и провожать души умерших в иной мир. Другие же могут обращаться к ним, чтобы совершать такие черные дела, как убийство.

Духов-помощников каждый шаман получает по-своему. Чаще всего они являются ему сами. Другие шаманы получают их по наследству. Бывают случаи так называемого оборотничества, когда дух вселяется в шамана и позволяет ему принимать вид животных и птиц. При этом помощники становятся двойниками шамана, давая ему возможность проживать две жизни: в облике человека и в облике животного.

В некоторых случаях духи живут далеко от шамана, и во время камлания он призывает их со всего света. Нередко духов помещают в специально изготовленные жезлы, фигурки и маски. Чтобы заточить туда духа, также необходимо войти в состояние максимального экстаза.

Помощники выполняют несколько функций:

  • оберегают шамана;
  • разыскивают путь, по которому унесена душа больного;
  • сражаются со злыми духами;
  • возвращают душу назад болеющим людям, возвращая их к жизни.

Если болезнь настолько сильная, что духи одного шамана не могут с ней справиться, приглашается второй.

Последователей шаманизма много и в наши дни. К нему прибегают люди, ищущие счастье или спасение для себя и своих близких, когда другие методы не помогли. А для некоторых народов шаманизм до сих пор заменяет религию и помогает находить выходы из самых сложных ситуаций. Шаманы приоткрывают перед ними дверь в потусторонний, загадочный мир.

Доктор исторических наук Н. ЖУКОВСКАЯ.

Пожалуй, ни одна религия в истории человечества не вызывала столько бурных споров о себе. Что представляет собой шаманизм? Сколь давно он существует? Какие народы можно считать "шаманскими", то есть принадлежащими к тому культурно-историческому ареалу, где слова шаманизм и жизнь - почти синонимы. И кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер, психически больной человек, фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-то узнает о шаманизме из литературы или услышит рассказы очевидцев, видевших камлание, бывает непросто решить для себя вопрос, что это: религия, театральное действо, сеанс массового гипноза...

Жертвоприношение духу Байкала. Июль 1996 года.

На долганском бубне нарисован олень, шкура которого натянута на обод.

Непальский шаман с бубном.

Шаманы гурунтов (Непал) во время праздничного шествия.

Самое раннее из всех известных изображений шамана (40-10 тысяч лет до Р. Х.) найдено во Франции, в пещере Труа-Фрер.

Камлающий шаман. К нему со всех сторон спешат духи, каждый из них идет своей дорогой, из своей страны. Селькупский рисунок начала ХХ века.

На плаще селькупского шамана (Сибирь) изображены кости скелета.

Шаманский костюм сзади украшен множеством разных предметов. Они все изображают духов - помощников шамана. Сибирь.

На нагруднике шамана из племени цимшиам (Америка) изображение Луны.

Железная "корона" шамана (Бурятия), украшенная изображением оленьих рогов. В древности на таких ритуальных головных уборах укреплялись настоящие рога животного.

Ритуальная маска шамана. Бурятия.

Монгольский шаман Цэрэн заарин в полном шаманском облачении, с бубном во время обряда в честь духа Байкала. Июль 1996 года.

На кетском бубне изображен предок шамана, слева - Солнце, справа - месяц.

На многих алтайских бубнах встречается изображение его хозяина - шамана.

Лодка с изображением духов - помощников канадского шамана. Рисунок шамана, 1972 год.

Ихэ-обо - место поклонения духу-защитнику бурят. 1997 год.

Шаманское дерево. Непал.

Шест, по которому шаман во время обряда посвящения совершает, как по лестнице, восхождение на небо. Непал.

В Европе первые сведения о шаманах появились в XVII веке в записках путешественников, дипломатов, исследователей. В течение XVIII-XIX веков поток литературы о них постоянно нарастал. А в ХХ веке интерес к шаманизму, как это ни странно, не только не угас, а, напротив, активизировался.

В России, США, Великобритании, во Франции, в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии, Индии, Китае, Японии, Швеции и других странах созданы научные антропологические центры, кафедры в университетах, при которых обязательно есть специалисты по шаманизму.

Несмотря на обилие исследователей и исследований, а может быть, как раз именно поэтому, споры о шаманизме не умолкают. По-прежнему нет единого мнения о возрасте шаманизма: диапазон - от палеолита до средневековья. До сих пор идут дискуссии и о географии шаманизма: одни считают, что это только Сибирь, Центральная Азия, Север Европы; другие - что это чуть ли не весь мир: вся Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Кавказ.

И, конечно, по-прежнему нет единообразия в определении того, что такое шаманизм.

Наверное, каждый, и исследователь шаманизма, и просто случайный очевидец шаманского камлания, бывает поражен увиденным. Запоминается костюм шамана, увешанный металлическими изображениями зверей и птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами или их металлическим подобием; на лице - повязка с бахромой, прикрывающая глаза. Обтянутый кожей бубен с рисунками, металлическими подвесками или без них. С его помощью шаман постепенно приводит себя в транс. Под нарастающую дробь он кружится, выкрикивает какие-то непонятные слова, вызывая дрожь, а то и страх у присутствующих.

Добавьте к этой картине полумрак закрытой юрты или яранги, тлеющий в центре жилья очаг и вы прочувствуете состояние участника камлания, поймете, что такое зрелище не забудешь.

Вероятно, этот внешний антураж и породил то определение шаманизма, которое наиболее часто встречается в научной литературе и в справочниках: "Шаманизм - одна из ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих окружающий нас мир, и в особого посредника - шамана, избранного самими духами, обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов, достигающего этого контакта путем погружения в состояние транса".

Попытаюсь кратко определить круг основных понятий, составляющих суть этого сложного многогранного явления.

Начнем с названия. Шаманизм, шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй - русский. Слова шаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины. Однако каждый народ своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят - кам; якуты - ойун; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши; буряты и монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского полуострова - халак; меланау с острова Калимантан - оранг баёх; индейцы команчи Северной Америки - пухакут; гурунги Непала - поджу... Этот список достаточно длинный.

Время возникновения. В отличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых определено довольно точно, поскольку привязано к датам жизни их первооснователей и проповедников, у шаманизма такой отправной точки нет. Вероятно, он возникал много раз: в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему.

Пока нет данных, определенно говорящих о том, что народы, жившие в Западной Европе, в частности во Франции, знали шаманизм. Но и это не исключено. Потому что именно во Франции, в бассейне реки Гаронны, в начале ХХ века была открыта пещера "Трех братьев" (Труа-Фрер), на стенах которой среди изображений, датируемых верхним палеолитом (40-10 тысяч лет до Р. Х.), находится самое раннее из известных в истории изображение шамана - фигура пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогами оленя на голове и конским хвостом. Похожие изображения часто встречаются и в Азии и в Африке, но французское, из пещеры "Трех братьев", самое раннее. Не все специалисты согласны с тем, что изображен там именно шаман. Но уж очень все похоже на стандартные описания шамана в шаманском костюме.

Как становятся шаманами. В современной научной литературе часто встречается выражение "профессиональный шаман". Действительно, шаман - профессия. Верящие в шаманство считают, что свой особый дар шаман наследует от предков, чаще по материнской, гораздо реже - по отцовской линии, кроме того, шаман должен быть избран духами.

Духи предков или духи, населяющие окрестные горы, перевалы, леса, озера, реки, как бы избирают конкретного человека посредником между ними - духами и людьми. И когда у людей возникают какие-то трудности, неприятности (болезнь, пропажа имущества, смерть близкого человека, а порою и просто какие-либо непонятные явления) или, напротив, у духов появляются претензии к людям (редко вспоминают, произвели беспорядок в местах обитания духов, не приносят им положенные жертвы) - во всех подобных случаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя людей и упрашивая духов сделать то, что положено.

Но прежде, чем человек обретет шаманскую силу, заставляющую и людей и духов слушаться его, он проходит обряд инициации (испытания и посвящения). Обряд довольно мучительный, длящийся от нескольких месяцев до нескольких лет. Внешне все проявляется в форме совершения поступков, непонятных прочим людям, нередко наводящих на мысли о психическом нездоровье человека.

Существует даже специальный термин - "шаманская болезнь". Это когда духи требуют от "избранного" ими человека согласия стать шаманом, а тот не хочет, сопротивляется. В ответ духи "ломают" его, угрожают, что нашлют болезнь или даже смерть на него, на его родных. А человек отказывается принять дар потому, что понимает, что, взяв на себя роль посредника между миром людей и миром духов, он уже не будет принадлежать себе. На него ложится тяжелая ответственность перед духами за людей, за их слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей, оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи.

Как только тот, кого называют избранником духов, соглашается стать шаманом, "шаманская болезнь" быстро проходит. Молодой шаман, руководимый духами и вполне земным учителем - другим шаманом, постарше, - начинает постепенно набирать опыт и становится все большим и большим профессионалом в шаманской практике.

Изучая шаманство в Бурятии, я познакомилась с одной шаманкой, которая рассказала мне историю своей жизни. До тридцати пяти лет она и не помышляла о том, что ей когда-либо придется стать шаманкой. Работала учительницей. У нее были муж и двое детей. Жизнь казалась четкой и ясной. Неожиданно начались видения, голоса, приказывающие принять "дар". Она не хотела и отказывалась. Внезапно умер муж. Женщина продолжала сопротивляться. Но однажды по пути домой на одном из поворотов дороги услышала "ниоткуда" отчетливые слова: "Через два дня, на этом повороте тебя насмерть собьет грузовик". И тогда она приняла решение.

Сейчас это одна из самых известных бурятских шаманок: очереди желающих получить от нее помощь не уменьшаются. Ее знают и за рубежом. Итальянский режиссер К. Алеоне снял о ней фильм.

Транс или экстаз. Общение шамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса. Этот французский термин трактуется как помрачение сознания, отрешенность, самогипноз. Часто для описания состояния, в котором находится шаман, используют и другой термин - экстаз - греческое слово, означающее исступление, воодушевление, особое состояние, присущее поэтам и провидцам. Те, кто наблюдал поведение шамана во время камлания, отмечают такие явления, как конвульсии, выпученные глаза, пену у рта, обмороки, припадки. На основании таких свидетельств многие стали считать шаманов психически больными людьми. Однако во время транса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует на сеансе. По ходу дела нередко поясняет, где в данный момент он находится и что видит.

Чтобы добиться состояния транса, шаман использует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физические силы. Несомненно, важную роль при этом играет бубен, из которого шаман с помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт. У некоторых народов шаманы принимают галлюциногены - вещества, вызывающие галлюцинации и способствующие наступлению транса. У индейцев Южной Америки это кактус пейоте, у коренного населения Северной Евразии - мухомор.

Двойники шамана. Так называют обязательные предметы, которые сопровождают его действа. Их несколько - бубен, костюм, шаманское дерево. У каждого - свое назначение, своя функция.

Бубен шамана - не просто музыкальный инструмент. Для него он еще и ездовое животное - олень или конь, на котором шаман переносится в мир духов. У некоторых народов бубен осмыслялся как лодка, на которой шаман плывет по мифической реке времени. Селькупы (народ в Сибири, его численность сейчас 3,5 тысяч и человек) считали, что главная сила шамана - это "ветер бубна", сдувающий всякую болезнь. Повсюду в шаманском мире бубен считают душою шамана, его двойником.

У народов Алтая шаман, как правило, всегда имел несколько бубнов в своей жизни, но не одновременно, а один вслед за другим. Как только менялся статус шамана и он восходил на очередную более высокую ступень, ему полагалось сделать новый бубен. Каждый бубен непременно проходил обряд "оживления", состоявший из нескольких этапов. Сначала шаман "оживлял" дерево, обычно это береза, из которой делают обод и рукоятки бубна. "Оживший" обод через шамана рассказывал участникам обряда о том периоде своей жизни, когда он жил в виде дерева в лесу, как потом его срубили, как сделали из него обод для бубна. Следующая стадия - "оживление" того животного, чья шкура пошла на обтяжку бубна. На это использовали шкуру оленя, марала или лося. "Ожившее" животное через шамана рассказывало участникам обряда, как оно привольно жило и резвилось в тайге, как его убил охотник и сделал из шкуры бубен. Животное обещает, что тоже будет служить своему хозяину-шаману. Готовый бубен покрывали рисунками. Чаще всего это была карта-картина Вселенной в шаманском понимании. На ней изображены небесные светила, обитатели земного, подземного и надземного миров, а также духи - помощники шамана. Иногда к ободу или рукоятке бубна привешивали металлические изображения духов.

После смерти шамана с бубном поступали по-разному: могли укрепить на дереве возле могилы шамана, могли вместе с другими его вещами спрятать в специально построенном для этого маленьком домике - "доме духов". Но никогда никому бубен не передавался по наследству. Считается, что сила шамана не умирает вместе с ним, а остается жить, заключенная в его бубне. А если к этой силе прикоснется непосвященный, она может вызвать у него психическое заболевание или даже убить.

Вторым двойником шамана считается его костюм. Полный шаманский костюм включал в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головной убор, повязку с прорезями для глаз, что-то вроде мягкой маски на лицо. Весь целиком костюм у шамана появлялся не сразу. Он "обрастал" им постепенно, по мере того, как доказывал свою опытность в общении с духами. Духи как бы дают шаману разрешение на очередную деталь костюма.

У кетов (народ в Сибири, живущий по среднему течению Енисея) шаман вначале получал от духов право иметь колотушку для бубна (но не сам бубен), затем - повязку на голову, потом - нагрудник, после него - обувь, рукавицы, спустя еще какое-то время - бубен. И лишь в самую последнюю очередь - плащ и шаманскую "корону": головной убор из металла, увенчанный оленьими рогами. Шаман в плаще и короне - это сильный, опытный и, как правило, уже старый шаман.

При довольно большом несходстве в деталях костюмы шаманов разных народов Сибири в общих чертах всегда были похожи. Все они воспроизводят облик зверя-птицы. Низ плаща часто по форме напоминал птичий хвост. На плечах и рукавах металлические пластинки - "кости предплечья", металлические подвески на спине плаща - что-то вроде "перьев птицы". Плащ, сделанный из шкуры оленя, марала или лося, а также вышивка или металлические нашивки на обуви и рукавицах воспроизводили облик зверя и его лапы.

В старину на шаманскую шапку из шкуры или на спину плаща нашивали настоящие оленьи или лосиные рога. Железная "корона" с рогами, тоже сделанными из железа, появилась, конечно, позднее.

Считается, что костюм шамана связан с его душой и жизнью так же, как бубен. Случайная, а тем более намеренная порча костюма может привести к гибели шамана.

От изучающих шаманизм в Сибири я не раз слышала такой рассказ. Лет тридцать-сорок назад то ли эвенкийский, то ли ненецкий шаман под давлением местных атеистически настроенных властей перестал шаманить и подарил свой костюм Музею антропологии и этнографии имени Петра Великого ("Кунсткамера" в Санкт-Петербурге). Передавая свой дар, он взял с сотрудников музея обещание хранить костюм в надлежащих условиях, ухаживать за ним и вообще хорошо с ним обращаться. Несколько лет все было в порядке, но однажды в хранилище музея завелась моль, от которой пострадало много вещей, в том числе и костюм. В это время в далеком сибирском поселке бывший шаман заболел. Он понял: что-то случилось с его костюмом. К счастью, через кого-то из сотрудников музея, приехавших в экспедицию в поселок, удалось передать просьбу привести в порядок костюм. Как только это было сделано, болезнь прошла. В такие истории в шаманском мире верят безоговорочно.

И, наконец, шаманское дерево - третий двойник. Чаще всего - это растущее в лесу дерево, которое шаман выбирал себе сам, по каким-то одному ему ведомым признакам. Если оно вдруг начинало сохнуть, шаман заболевал, если дерево срубали, шаман погибал. Так считали якуты.

У других сибирских народов, например у селькупов, шаман приносил небольшое дерево к себе в чум и развешивал на нем жертвы духам и божествам. Селькупы и нанайцы верили, что шаманские атрибуты (зеркало, рога, колокольчики) растут на таком дереве. А по мифологии кетов, на шаманском дереве сидят духи в виде птиц. По просьбе шамана они могут полететь в самые верхние слои неба и узнать там все, что его интересует.

Получается, что в шаманском мире все одухотворено и взаимосвязано. Шаман - живой человек, его бубен, костюм, дерево - тоже живые существа. С их помощью шаман обращается к миру духов, через их посредничество духи вселяются в шамана. Гибель любого из звеньев в этой взаимосвязанной цепочке приводит к гибели их всех.

Практика и теория. Шаман совершает комплекс обрядов для исцеления больного, для вселения души ребенка в бездетную женщину, для изменения погоды и многое другое - все это религиоведы называют шаманской практикой. А есть ли шаманская теория? Да, есть. Многие ученые говорят о существовании особого шаманского мировоззрения. Если говорить кратко и только о самом главном, то можно назвать такие его составляющие:

Весь мир одухотворен. Все, что нас окружает - леса, поля, горы, реки, озера, отдельные деревья и даже камни, - населено духами, способными помочь человеку, если их об этом попросить, совершив соответствующий обряд. И они же могут навредить, если о них забывают, если случайно или намеренно оскорбляют их.

Человек не венец творения, а всего лишь часть этого мира, ничуть не более выдающаяся, чем все другие представители животного и даже растительного мира. Облик человека - лишь оболочка, которую можно сменить: отсюда рассказы о людях, превращающихся в медведя, рыбу, оленя, птицу, морского зверя или ведущих свое происхождение от них.

Непреодолимой грани между миром живых и мертвых (в нашем понимании этих слов) не существует. Возможность переходить через эту грань в ту или другую сторону в шаманизме никого не удивляет. Абсолютно верят в то, что умершему человеку шаман может вернуть ушедшую "погулять" и где-то "заблудившуюся" душу и тем самым возвратить ему жизнь. Считают, что шаман может определить, что какому-то, может быть, случайно встреченному им человеку грозит смертельная опасность, о которой тот не подозревает. Верят, что, совершив обряд над этим человеком, можно снять опасность.

Работая в регионах, где шаманизм как культурный феномен продолжает жить и сегодня, я часто слышала рассказы о том, как кто-то "встретил" или кому-то в окно постучал Бадма, Сысой, Сыртып или кто-то другой, знакомый им, но уже умерший человек, и попросил что-то сделать или предупредил о том, чего не надо делать. Предупрежденный человек как правило, выполнял эту просьбу и избегал опасности. Такие ситуации здесь считаются нормой, правилом и никого не удивляют. Мертвые помогают живым, потому что они такие же живые, но только перешли в иное пространство, из которого по мере надобности могут появляться.

Вот эти черты, пожалуй, и можно считать основой общешаманского мировоззрения. Хотя шаманская культура каждого отдельного народа имеет свои особенности и часто сильно отличается от шаманизма даже своих ближайших соседей. К нему нельзя относиться как к чему-то стабильному, устоявшемуся. Несмотря на его многотысячелетнюю историю, в нем до сих пор силен элемент импровизации. Каждый шаман - не только жрец, он и лекарь, и музыкант, и поэт, и исполнитель. Каждый текст, произнесенный им во время обряда, - импровизация одноразового назначения. В следующий раз во время аналогичного обряда прозвучит похожий, но не идентичный текст.

И последнее: современен ли шаманизм? В век Интернета, с одной стороны, и утраты нравственных ориентиров, с другой, нужны ли кому-либо шаманы, шаманизм и шаманская система ценностей?

Думаю, что да. Шаманизм экологичен: он привязывает своих приверженцев к родной земле и велит заботиться о ней. Что такое живущие вокруг людей шаманские духи? Это малая родина людей, это место, где они родились, это могилы их предков, о которых они не должны забывать. А предки (можно ведь понимать так: их опыт, накопленная ими жизненная мудрость, устоявшиеся моральные принципы) в свою очередь тоже будут заботиться о ныне живущих, будут помогать им в трудные минуты. Но при условии, что о них не будут забывать.

Шаманизм уживчив и контактен. Любые новые формы идеологии и технологические прорывы в будущее не выбивают у него почву из-под ног. На протяжении многих веков с шаманизмом боролись такие мощные религиозные системы, как буддизм, христианство, ислам, а он выжил. Советский атеизм свой приговор шаманизму вынес в первые же годы советской власти, объявив его "мрачным пережитком феодального прошлого", а шаманов - "проходимцами" и "тунеядцами". Но и в этом идеологическом поединке шаманизм, хотя и понес крупные потери, не погиб.

Шаман сегодня - далеко не тот, что был в прошлом или даже в начале ХХ века. Это вполне современный человек, нередко молодой, имеющий высшее образование, светскую работу и вполне успешно продвигающийся по служебной лестнице. Но при этом он шаман (с несколькими поколениями шаманских предков, "избранный духами") и выполняет свои шаманские функции по отношению к своим сородичам.

Костюм, бубен и другие атрибуты шаманской культуры стали проще, обряды понятнее.

Шаманов сегодня заботит все увеличивающийся отрыв человека от его "родовы" - есть такое хорошее старомодное слово, означающее родню, родные места, истоки рода, родовые корни. Поэтому нынешние шаманы советуют людям хотя бы раз в год съездить туда, где они родились, посетить могилы родителей и дедов, подняться на родовую священную гору, поклониться источнику, который поил водой их предков, и везде оставить хотя бы маленькие знаки своего внимания - монету, белую или розовую тряпочку на дереве, кусок сыра, печенье или конфету. И, вероятно, пока люди не научатся помнить о своих истоках, шаманизм и шаманы будут напоминать им об этом, будут оставаться их "оберегами", хранителями их генетической памяти.

От кого пришел голод,

который в узел связал,

От кого пришла болезнь, которая схватила.

С той земли, где лежал, встать не смог.

Шубу, которой укрывался, подтянуть не смог.

Долгой ночью сна нет, коротким днем покоя нет.

На долгую ночь сна дай,

На короткий день покой дай.

За спокойствие хозяина дома,

За здоровье хозяйки молодой.

(Призывание телеутского шамана, адресованное "хозяину небесного порога". Запись алтайского этнографа А. В. Анохина, 1911 год.)

И произошло так,

что ты позволил себе

спуститься к нам,

на берег реки мира.

Ты снизошел к нам

к заливу,

где стоит деревня копий,

поистине,

как Джата,

продлевающая наше дыхание.

(Обрядовый текст вызывания духа риса у нгаджу-даяков острова Калимантан. Запись голландского миссионера Х. Шерера. Начало ХХ века.)

Литература

Басилов В. Н. Избранники духов. М., "Политиздат", 1984.

Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М., "Наука", 1992.

Смоляк А. В. Шаман: личность, функция, мировоззрение. М., "Наука", 1991.

Шаман и Вселенная в культуре народов мира (сборник статей). С.-Петербург, "Наука", 1997. Каждый текст, произнесенный шаманом во время обряда, - импровизация. Поэтому так интересны записи этих текстов. Вот несколько примеров с указанием, кто, когда и у какого народа их записал.